Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Конкурс «Я — исследователь» тема: «Замерзание воды. V районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность «Путешествие воды»

Секция: Естествознание «неживая природа»

1. Введение.

Здравствуйте! Меня зовут Настя! Мне 7 лет! Я хожу в подготовительную группу детского сада № 42. Тема моей исследовательской работы «Путешествие воды».

Я вам расскажу, почему мне захотелось узнать, как путешествует вода в природе.

В один осенний день мы с мамой пошли гулять, и попали под дождь. Дождь был такой сильный, что капли по зонтику стучать (тук. Тук. Тук. Тук) как будто со мной разговаривают. Мама сказала, что капли воды и правда могут рассказать. Мне стало интересно о чем обычная вода может рассказать. Например, о своем кругосветном путешествии ответила мама. О настоящем кругосветном путешествии, разве вода путешествуют? спросила я у мамы. Да и это называется «Круговорот воды в природе». Я задумалась и решила узнать, как путешествует вода в природе?

Цель моего исследования: Узнать что такое круговорот воды в природе? И с помощью опытов доказать как он происходит.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Собрать и изучить с помощью родителей информацию о круговороте воды в природе, о значении воды;

2. Расширить и закрепить знания о свойствах воды с помощью опытов.

3. По итогам исследования, вместе с воспитателями создать картотеку опытов с водой для нашей группы, с подробным объяснением и фотографиями эксперимента.

4. Познакомить с проектом детей моей группы.

Я выдвинула гипотезу : Вода это единственное вещество, которое в природе переходит и одного состояния в другое. Роль круговорота воды в природе велика.

Актуальность исследования заключается в расширение кругозора ребёнка. Практическое применение знаний, умений, навыков ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.

Эта тема интересная, познавательная. Люди с давних времен задавались вопросом: почему идет дождь, снег, появляется туман?

И так после прогулки, дома мы достали энциклопедию и подробно рассмотрели, что такое круговорот воды в природе. И у нас получилась интересная история. Послушайте!

ПЕСНЯ

В речки капельки живут

По течению плывут

Жарко солнце припекает

В пар водичку превращает

Капли тучей синей стали

На траву дождем упали

Ручейком в траве журчат

В речку вновь попасть хотят

С ново солнышко встает

И опять к себе завет

Вновь они летят вперед

Вот такой круговорот

Еще мы с мамой узнали из Интернета, что Вода-очень важное на Земле вещество, она создала нашу планету. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что тело человека почти на 70% состоит из воды. На Земле нет вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, ее нужно беречь. Наследующий день я пошла в детский сад и рассказала о «путешествии воды» и о том, что узнала с родителями

Выслушав меня, воспитатель сказала, для того чтобы лучше понять круговорот воды в природе для начала нужно узнать все свойства воды. Мы решили провести опыты и сами доказать существование круговорота воды в природе.

В детском саду мы уже проводили эксперименты и я узнали, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, принимает любую форму в которую ее налить, а также вода растворяет разные вещества. (эти опыты имеются у нас в картотеки). Так же Вода в природе бывает в трёх состояниях: газообразное, жидкое и твердое. И об этих состояниях я вам расскажу.

1. Опыт «Что такое испарение?»

Если капельку воды

Хоть немного подогреть

Превратится капля в пар

И захочет улететь

Я взяла две тряпочки и тарелку с водой. Опустила тряпочки в воду, отжала. Одну тряпочку положили на горячую батарею, другую подальше от тепла. Через некоторое время сняла обе тряпочки. Одна тряпочка была сухой, другая влажной.

Сделала вывод: Капли быстрее улетают (испаряются,) там, где теплее и солнечнее.

  1. Опыт « Превращение пара в воду». Этот опыт я проводила дома вместе с папой потому, что этот опыт опасный. Пар очень горячий!

Я наблюдал за кипящим чайником и видел, как из носика выходит струйкой облачко - это капельки пара. Вода испаряется - превращается из видимого жидкого вещества в вещество-невидимку. Наблюдать за паром можно только с взрослыми и на расстоянии. Папа подержала тарелочку над чайником. На тарелочке появились капельки воды, когда капли стали большими и тяжёлыми они стали отрываться и падать вниз.

Если теплая погода

Капля в дождик обратиться

И захочет поскорее

Вновь на землю возвратиться

Вывод: Пар - это вода в газообразном состоянии. Когда капли становятся большими и тяжёлыми они не могут удержаться вверху и падают на землю. В виде дождя

Из следующего опыта мы узнали, как вода превращается в твердое состояние.

Опыт№3

После того как папа подержал тарелку над парам, мы поместили ее в холодильник. Через небольшое количество времени достали тарелочку и увидели как капельки превратились в льдинки.

Если холодно на небе,

И нарядною снежинкой

Капелька вся заискриться

Плавно, тихо приземлится

Вывод: При низкой температуре образуются не капельки воды, а кристаллики льда.

Опыт №4 Во, что превращается снег?

Я скатала комок снега - снежок. Занёсла снежок в детский сад и положил на тарелочку. Через некоторое время снежок превратился в воду. Вывод: снежок растаял от тепла, и опять стал водой.

Проделав эти опыты я сделала вывод : что капелька воды всё время перемещается по кругу. А путешествовать ей помогаете солнечное тепло и холод (мороз).

Защита творческого проекта " История возникновения снеговика" (гуманитарная секция, 1 возрастная категория)

«Я – исследователь 2014 »

Тема проекта:

Добрый день, уважаемые жюри. Меня зовут Шокас Полина, мне 6,5 лет. Я и мои друзья в подготовительной группе очень любим новогодние праздники. Мы решили узнать, какие главные символы Нового года и зимы. Мальчики назвали Деда Мороза, елку, снеговика, а девочки - карнавал, праздничные костюмы, фейерверк.

А мне захотелось провести исследование символа зимы, Нового года - Снеговика. Каждый из вас лепил в жизни хоть одного снежного человека с морковкой вместо носа. Однако, почему он круглый, почему состоит именно из 3 шаров, как ни странно, но даже историки и исследователи народного творчества не могут однозначно ответить на этот вопрос.

Я решила узнать, когда и где он появился, что он означает. Какая зима – без снеговика?! Большие и маленькие, добрые и смешные,

с морковками вместо носа и старым ведром на голове, рождаются они в городских и деревенских дворах, любовно слепленные, скатанные ладошками детей и взрослых.

Сколько снеговиков появляется вокруг нас за зиму? Сотни! Смотришь, и каждый раз удивляешься фантазии «скульпторов»!

Но далеко не многим известно, какой смысл был у снеговика в прошлом…

Поэтому, перед собой я поставила

Наметила следующие задачи:

  1. Изучить информации о Снеговике.
  2. Познакомиться с историей возникновения первого снеговика.
  3. Изучить литературные произведения.
  4. Провести экспериментальную работу со снегом.
  5. Собрать коллекции старых открыток с изображением снеговика, игрушек.
  6. Изготовить поделки снеговиков.
  7. Сделать выводы.
  8. Определить новые исследования.

Гипотеза: Я предположила, что первый снеговик появился давно, его слепили из снега, как обереги для дома.

Мое исследование проходила в 3 этапа.

По итогам 1 этапа , выяснила, что если верить старинному преданию, в конце XV века, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру.

Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и стали атрибутом Рождества и Нового года.

В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.

По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.

А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик - тоже один из любимых новогодних персонажей

На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. Снеговики почитались как духи зимы и к ним возносили просьбы о помощи, милосердии и уменьшении длительных морозов.

Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.

Вы знаете, сколько много мульфильмов о снеговике? («Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки» и др.)

Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная - сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик».

А еще очень много стихотворений, загадок.

На 2 этапе моего исследования мы с ребятами моей группы часто на прогулке, когда позволяла погода, и был снег, лепили снеговиков больших и маленьких. С ребятами мы проводили эксперименты со снегом. В ходе экспериментов выяснили, что не всегда, даже если есть снег можно слепить снеговика. Снеговик в морозную погоду не лепиться, а лепиться когда на улице оттепель, светит солнышко, тогда снег рыхлый и хорошо скатывается в шары.

Сегодня в нашем мире не только дети любят лепить снеговиков но и взрослые.

По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.

А знаете ли вы, что 18 января Международный день снеговика. Такая идея пришла в голову коллекционеру из Германии. Он со своей коллекцией изображений снеговика занесен в книгу рекордов Гиннеса! У него более трех тысяч экспонатов! И все это - Снеговики! И вот этот коллекционер предложил отмечать День Снеговика. Я с ним согласно, что он предложил именно этот день. Ведь число 18 похоже на снеговика с метлой, в это время года во многих странах зима и есть снег.

А в России День снеговика празднуется 28 февраля. Этот день – хороший повод, чтобы собраться всей семьей, весело провести время.

3 этап:

Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза о том, что снеговик появился давно как оберег для дома, и он из снега подтвердилась, но я выяснила, что снеговики могут быть игрушки, свечи, сувениры, открытки, их можно мастерить из ниток, ваты, бумаги. В ходе моей исследовательской работы, убедилась, что снеговик является частью общечеловеческой культуры многих стран, и в каждой стране он символ Нового года, Рождества и зимы.

В результате исследования я собрала коллекция снеговиков, у меня более 30 экспонатов.

Собрала старые открытки с изображением снеговиков.

Выпустила буклет «История возникновения снеговика».

Все намеченные задачи выполнила, но на этом исследования в данном направлении не закончено. В процессе изучения данной темы меня заинтересовал другой вопрос: можно ли слепить снеговиков на других планетах, на каких планетах есть снег.

В заключении вам подарю памятки «История возникновения снеговика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь 2014 »

Тема проекта:

«История возникновения снеговика»

МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»

Шокас Полина - лауреат регионального этапа конкурса

Добрый день, уважаемые жюри. Меня зовут Шокас Полина, мне 6,5 лет. Я и мои друзья в подготовительной группе очень любим новогодние праздники. Мы решили узнать, какие главные символы Нового года и зимы. Мальчики назвали Деда Мороза, елку, снеговика, а девочки - карнавал, праздничные костюмы, фейерверк.

А мне захотелось провести исследование символа зимы, Нового года - Снеговика. Каждый из вас лепил в жизни хоть одного снежного человека с морковкой вместо носа. Однако, почему он круглый, почему состоит именно из 3 шаров, как ни странно, но даже историки и исследователи народного творчества не могут однозначно ответить на этот вопрос.

Я решила узнать, когда и где он появился, что он означает. Какая зима – без снеговика?! Большие и маленькие, добрые и смешные,

с морковками вместо носа и старым ведром на голове, рождаются они в городских и деревенских дворах, любовно слепленные, скатанные ладошками детей и взрослых.

Сколько снеговиков появляется вокруг нас за зиму? Сотни! Смотришь, и каждый раз удивляешься фантазии «скульпторов»!

Но далеко не многим известно, какой смысл был у снеговика в прошлом…

Поэтому, перед собой я поставила цель: Показать, что знание истории создания снеговика является частью общечеловеческой культуры.

Наметила следующие задачи:

  1. Изучить информации о Снеговике.
  2. Познакомиться с историей возникновения первого снеговика.
  3. Изучить литературные произведения.
  4. Провести экспериментальную работу со снегом.
  5. Собрать коллекции старых открыток с изображением снеговика, игрушек.
  6. Изготовить поделки снеговиков.
  7. Сделать выводы.
  8. Определить новые исследования.

Гипотеза: Я предположила, что первый снеговик появился давно, его слепили из снега, как обереги для дома.

Мое исследование проходила в 3 этапа.

По итогам 1 этапа , выяснила, что если верить старинному преданию, в конце XV века, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру.

Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и стали атрибутом Рождества и Нового года.

В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.

По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.

А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик - тоже один из любимых новогодних персонажей

На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. Снеговики почитались как духи зимы и к ним возносили просьбы о помощи, милосердии и уменьшении длительных морозов.

Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.

Вы знаете, сколько много мульфильмов о снеговике? («Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки» и др.)

Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная - сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик».

А еще очень много стихотворений, загадок.

На 2 этапе моего исследования мы с ребятами моей группы часто на прогулке, когда позволяла погода, и был снег, лепили снеговиков больших и маленьких. С ребятами мы проводили эксперименты со снегом. В ходе экспериментов выяснили, что не всегда, даже если есть снег можно слепить снеговика. Снеговик в морозную погоду не лепиться, а лепиться когда на улице оттепель, светит солнышко, тогда снег рыхлый и хорошо скатывается в шары.

Сегодня в нашем мире не только дети любят лепить снеговиков но и взрослые.

По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.

А знаете ли вы, что 18 января Международный день снеговика. Такая идея пришла в голову коллекционеру из Германии. Он со своей коллекцией изображений снеговика занесен в книгу рекордов Гиннеса! У него более трех тысяч экспонатов! И все это - Снеговики! И вот этот коллекционер предложил отмечать День Снеговика. Я с ним согласно, что он предложил именно этот день. Ведь число 18 похоже на снеговика с метлой, в это время года во многих странах зима и есть снег.

А в России День снеговика празднуется 28 февраля. Этот день – хороший повод, чтобы собраться всей семьей, весело провести время.

3 этап:

Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза о том, что снеговик появился давно как оберег для дома, и он из снега подтвердилась, но я выяснила, что снеговики могут быть игрушки, свечи, сувениры, открытки, их можно мастерить из ниток, ваты, бумаги. В ходе моей исследовательской работы, убедилась, что снеговик является частью общечеловеческой культуры многих стран, и в каждой стране он символ Нового года, Рождества и зимы.

В результате исследования я собрала коллекция снеговиков, у меня более 30 экспонатов.

Собрала старые открытки с изображением снеговиков.

Выпустила буклет «История возникновения снеговика».

Все намеченные задачи выполнила, но на этом исследования в данном направлении не закончено. В процессе изучения данной темы меня заинтересовал другой вопрос: можно ли слепить снеговиков на других планетах, на каких планетах есть снег.

В заключении вам подарю памятки «История возникновения снеговика».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ИННОВАТИКА – 2013



Победители муниципального этапа конкурса

«Я – исследователь»

2013

Организация исследовательской деятельности младших школьников
Пасынок Юлия Юрьевна,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов
Организация исследовательской деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Формы организации исследовательской деятельности

Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. При этом необходимо помнить, что исследование (в том числе и учебное) может состояться только в том случае, если все элементы собраны вместе. Тогда они образуют систему, а сама учебная задача обретает исследовательский смысл. Но для этого нужны другие, не классно-урочные формы.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

В связи с этим можно рассматривать две основных формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.

Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.

Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний. Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические и теоретические.

Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

– предлагает возможные варианты решения;

– собирает материал;

– делает обобщения;

– оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;

– проводит защиту результатов исследования.

Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)


1. Как выбрать тему исследования

Ответь на вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?


Какими могут быть темы:

Фантастические

Эмпирические

Теоретические



2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования

Предположим

Допустим

Возможно

Что, если

4. Организация исследования

Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?


Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг

Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей

Просмотреть телематериалы

Запиши то необычное, что узнал из фильмов

Использовать Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

Провести наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка
к защите исследовательской работы


1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи по важности.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути изучения.

8. Подготовить текст доклада.

9. Сделать схемы, чертежи, макеты


Секреты мыльных пузырей


Самедова Марьям,

ученица 1 – В класса

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Объект исследования - мыльные пузыри.
Гипотеза:

применив секреты приготовления и выдувания мыльного раствора можно получить крупные и крепкие мыльные пузыри.


Цель:

раскрыть секреты мыльных пузырей в домашних условиях.


Задачи:

1.Узнать, что такое мыльный пузырь;

2.Познакомиться с историей происхождения мыльных пузырей;.

3.Собрать информацию о секретах приготовления и свойствах мыльных пузырей;

4.Приготовить растворы в домашних условиях;

5.Провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей;

6.Сравнить разные мыльные составы и выявить наилучший состав мыльного раствора.

Можно ли создать мультфильм в домашних условиях?


Болтунов Александр,

ученик 2 – Г класса

Победитель муниципального этапа

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Смовж С.В.,

учитель начальных классов

Цель:

Узнать как делаются мультфильмы и попробовать создать свои мультфильмы.


Гипотезы:

1. Мультфильм можно создать только в киностудии со специальным оборудованием.

2. Мультфильм можно создать при помощи карандаша и бумаги.

3. Мультфильм можно создать дома с помощью фотоаппарата и компьютера.


Эксперименты:

1. Рисованный мультфильм на краешке блокнота.

2. Кукольный мультфильм.

3. Пластилиновый мультфильм.

4. Мультфильм с участием человека.
Вывод:

Мультфильм можно создать в домашних условиях.


Дальнейшие действия:

Теперь я хочу создать длинный интересный мультик с использование всех видов работ, которые изучил.


Зрительные иллюзии или не верь глазам своим

Шевцова Екатерина,

ученица 4 – Е класса

Победитель муниципального этапа

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Пасынок Ю.Ю.,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов


Цель:

изучить зрение человека и зрительные иллюзии.


Задачи :

  1. Познакомиться со строением глаза и узнать каким образом видит человек.

  2. Изучить зрительные иллюзии, их виды и причины возникновения.

  3. Узнать, действительно ли реальный мир таков, каким мы его видим.

Гипотеза:

Действительно ли реальный мир таков, каким мы его видим?


Объект исследования: зрение человека.
Предмет исследования: зрительные иллюзии.
Практическая часть:

- опыт с ложкой,

Опыт с монетой, опущено в воду,

Опыт «исчезающая монетка»,

Опыт с одеждой,

Социологический опрос


Выводы:

Восприятие одного и того же предмета может быть разным. Нельзя с уверенностью говорить, что все увиденное нами является таковым.

Проведенные опыты показали, что реальный мир не всегда таков, каким мы его видим, тем самым мы опровергли свою гипотезу. Существует множество зрительных иллюзий, которые искажают восприятие реальных предметов.

Если бы наш глаз не был способен поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, архитектуры, скульптуры и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Художники, модельеры широко пользуются этими недостатками зрения.

Большинство того, что мы видим – это ИЛЛЮЗИИ!

Домашний шоколад



Сафронов Артём,

ученик 2 – В класса

Победитель муниципального этапа

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Берникова Н.И.,

учитель начальных классов

Цель:

приготовление шоколада в домашних условиях.


Задачи:

Собрать информацию об истории шоколада и его составе;

Изучить известные виды шоколада;

Провести опрос среди учащихся;

Приготовить шоколад в домашних условиях.
Гипотеза:

Предполагаю, что можно приготовить дома шоколад такой, который понравится мне.


Эксперименты:

Подбор продуктов;

Молочный шоколад «Незнайка»;

Шоколад с орешками «Вкусняшка»;

Слоёный шоколад «Сюрприз»;

Горький шоколад;

Оформление готового шоколада.

Выводы:

В домашних условиях можно приготовить шоколад такой, который понравится мне.



Радуга – чудесница


Кулик Арина,

ученица 1 – В класса


Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Цель:

исследование радуги.


Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое радуга

  2. Получить радугу в домашних условиях.

Радуга - явление, которое вызывает в нас беспричинную радость.


Детей и взрослых она радует своим многоцветьем. Радуга - это производная солнечного света. Света, который расслоился. Оказывается, свет «внутри» - разноцветный.

  • Что такое радуга?
Это разноцветная дуга на небе, которая обычно появляется, когда во время дождя светит солнце. А возникает она в результате преломления и отражения солнечного света в каплях дождя. При преломлении солнечный свет распадается на составляющие его цвета – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Всегда считалось, что радуга - это доброе предзнаменование. В библейской легенде о Ноевом ковчеге говорится, что, когда потоп кончился, Бог послал в небо радугу как знак того, что все трудные испытания уже позади. А одно старинное поверье гласит, что там, где радуга касается земли, можно найти клад.


Первые буквы слов этих фраз означают цвета, из которых состоит радуга:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.

Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Как влияет хореография на здоровье человека


Алдушина Елизавета,

ученица 1 – В класса


Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Цель:

выяснить, на что влияет хореография, что ее считают полезной.


Гипотеза:

занимаясь хореографией, человек быстрее растет, становится сильным, развивается пластика, правильная осанка.


Задачи:

проверить гипотезу, узнать что-нибудь новое о пользе хореографии.

Занимаясь хореографией, человек не начинает быстрее расти. Но у него развивается костно-мышечный аппарат, формируется красивая фигура, максимально исправляются нарушения осанки. Занятия хореографией не развивают физическую силу и выносливость. Еще я узнала, что хореография помогает избавиться от физических недостатков и укрепляет здоровье.

Елочка-красавица


Ибатуллина Альмира,

Кулик Арина,

Гнусарева Елена,

Алдушина Лиза,

Красивина Маша,

Самедова Марьям,

ученики 1 – В класса


Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Цель:

выяснить, как влияет вырубка хвойных пород деревьев к новогодним праздникам на состояние природы нашего края.


Задачи:

Проанализировать данные в различной литературе по теме исследования;

Выявить отношение учащихся к данной проблеме;

Узнать, путём опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники учащиеся нашего класса и других первых классов;

Определить к каким последствиям ведёт предновогодняя вырубка хвойных пород деревьев;

Установить, как можно использовать срубленное дерево;

Выяснить, есть ли альтернатива живой ёлке.
Гипотеза:

возможно, вырубка ёлок в нашей местности отрицательно влияет на природу нашего края.


Вывод :

несмотря на то, что вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам не влияет отрицательно на природу нашего края, каждый человек должен бережно относиться к природе.

Какие они кристаллы?


Исаков Алексей,

ученик 1 – Д класса


Руководитель проекта:

Федорова Т.В.,

учитель начальных классов

Цель:

вырастить кристаллы морской соли и медного купороса в домашних условиях, сравнить их между собой по цвету, форме, величине.


Задачи:

1.изучить литературу о кристаллах;

2.провести опыт по выращиванию кристаллов;

3.сравнить кристаллы между собой.


Гипотеза:

1. допустим, кристаллы не вырастут.

2. предположим, что они вырастут одинаковые.

3. если кристаллы вырастут, то будут разными.


Выводы:

проделанный опыт показал, что в домашних условиях можно вырастить кристаллы. Они получаются разные по форме, размеру, цвету. Гипотеза №3 оказалась верной. В дальнейшем продолжить наблюдение за ростом кристалла медного купороса, интересно узнать каких размеров он достигнет.

Динозавры



Жудро Ульяна,

ученица 1 – Ж класса


Руководитель проекта:

Зиновьева Е.А.,

учитель начальных классов

Цели и задачи:

Узнать, когда на самом деле жили динозавры и жили ли они вообще.


Гипотезы:

  1. Динозавры живут сейчас.

  2. Динозавры жили в прошлом.

  3. Динозавры не жили совсем.
Краткая аннотация, выводы:

Работа посвящена изучению жизни, условий существования и описанию групп динозавров. В презентации представлены документальные и фото подтверждения этому.

Ульяна с родителями проделали большую работу по изучению этой темы. Девочка с малых лет «живет» динозаврами. Но хочется сказать, что, все-таки, работа больше подходит под определение «экскурс», чем «исследование». В следующем году мы сообща обязательно учтем этот важный момент.

Загадки кактуса

Песцова Алина,

ученица 2 – Г класса


Руководитель проекта:

Смовж С.В.,

учитель начальных классов

Цель:

Научиться самостоятельно выращивать кактусы.


Задачи:

Узнать значение слова «кактус»;

Понять особенности строения кактусов;

Самостоятельно вырастить кактус и добиться его цветения.


Гипотезы:

В холодных краях кактусы не растут, их можно вырастить только в домашних условиях;

Строение кактусов полностью зависит от условий климата их родины;

Растение с успехом можно выращивать дома.


Эксперименты:

Я пробовала два способа посадки. В обоих случаях растения укоренились в земле. Много читала о кактусах.


Выводы:

За кактусами нужен особый уход, и тогда они зацветут через два года после посадки.

Что может растворить уксусная кислота?


Грибов Никита,

ученик 2 – Г класса


Руководитель проекта:

Смовж С.В.,

учитель начальных классов

Предположения (гипотезы):

1. Уксусная кислота растворяет абсолютно всё.

2. Уксусная кислота может растворять только сыпучие вещества.

3. Уксусная кислота растворяет не все твердые вещества.


Эксперименты:

1. Растворял в уксусной кислоте различные вещества и наблюдал за процессом.

2. Долго держал в уксусной кислоте сырое яйцо. Скорлупа полностью растворилась.
Выводы:

1. Уксусная кислота некоторые вещества растворяет, а некоторые нет.

2. Нужно соблюдать осторожность при использовании уксусной кислоты.

3. Если уксус разбавить водой, то он становится менее опасным, его используют в пищевой промышленности и в медицине.

Вода в решете


Максимова Ольга,

ученица 2 – Д класса


Руководитель проекта:

Шарапова Ж.В.,

учитель начальных классов

Цель:

выяснить, можно ли носить воду в решете


Задачи:

  • узнать что такое решето

  • изучить свойства воды

  • изучить свойства масла

  • попробовать носить воду в решете

Гипотеза:


  • Воду в решете носить можно

  • Воду в решете носить нельзя

  • Воду в решете носить можно, но особым способом

Краткая аннотация:

Заинтересовало выражение « Носить воду решетом». Изучив свойства воды и узнав, что такое решето, выяснилось, вода проливается сквозь дырочки решета. Но вода бывает и в твёрдом состоянии(лёд). И удаётся таким образом носить воду в решете. Найден ещё один способ с помощью проведённого исследования

(если хорошо промазать ячейки сита маслом и налить воды)
Вывод:

1. Воду в решете носить можно, если вода в твёрдом состоянии (снег, лёд),

2. В жидком состоянии только при определённых условиях, а именно:


  • у сита должны быть мелкие ячейки

  • поверхность сита должна быть смазана маслом.

Почему нельзя есть сосульки?


Лобарева Наталья,

ученица 2 – Д класса


Руководитель проекта:

Шарапова Ж.В.,

учитель начальных классов

Цель:

понять, почему дети зимой едят снег и сосульки, почему нельзя их есть.


Задачи:

  • изучить свойства снега, льда

  • провести исследование снега и льда под микроскопом

Гипотеза:


  • сосульки и снег есть можно

  • сосульки и снег есть нельзя

  • снег и сосульки холодные и грязные, если их есть, то можно заболеть

Краткая аннотация:

В ходе исследования были изучены свойства льда и снега. Это доказало, что они имеют очень низкую температуру.

Проведя опыты и изучив сосульки и снег с помощью микроскопа, выяснилось, что когда снег растает, то в нём много болезнетворных бактерий.
Вывод:

подтвердилась одна из гипотез. Сосульки и снег нельзя есть действительно, т.к. в нём много болезнетворных бактерий. Дети действительно едят снег и сосульки на улице, т.к. родители их очень тепло одевают.

Шоколад – польза или вред?


Бенеш Леонид,

ученик 4 – В класса


Руководитель проекта:

Фесик Л.Э.,

учитель начальных классов

Цель :

изучить свойства и состав шоколада, исследовать его качество.


Задачи:

1.Изучить информацию о шоколаде: история появления, технология производства, состав, свойства и виды.

2.Изучить предпочтения и знания о шоколаде учащихся 4в и 7а классов.

3.Исследовать качество шоколада нескольких торговых марок.

4.Выявить критерии, по которым можно выбрать качественный шоколад.

5.Приготовить шоколад в домашних условиях


Гипотеза:

Изучив состав и свойства шоколада доказать его полезность.


Объект: шоколад.
Предмет: технология.
Эксперименты:

Опыт № 1 – выявить качество шоколада по составу (информации, указанной на упаковке).

Опыт № 2 – выявить качество шоколада по внешнему виду.

Опыт № 3 – выявить отсутствие или наличие посторонних примесей в шоколаде для определения его качества.


Как выбрать полезный шоколад:

1.Изучить состав на упаковке

2. Найти наличие какао-масла, какао-бобов не менее 45%

3. Отсутствие растительного жира, молочного жира

4.Могут присутствовать сахар, лецитин (Е322), натуральные ароматизаторы.

5. После вскрытия упаковки просмотреть поверхность шоколада. Не должно быть «поседения».

6. Шоколад не должен быстро таять в руках, если в составе шоколада процентное соотношение какао больше 40%.
Вывод:

Разумное употребление шоколада нисколько не может навредить нашему здоровью, а иногда даже помогает нам справиться с недугом.

Наши имена

Бусалаева Ирина, ученица 4 – В класса

Руководитель проекта: Фесик Л.Э., учитель начальных классов
Цель:

узнать, какие имена распространены среди людей трёх поколений: детей, их родителей, бабушек и дедушек.


Задачи:

  • Выявить, какие мужские и женские имена распространены среди людей трёх поколений: детей начальной школы, их родителей, бабушек и дедушек.

  • Выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое – то другое.

  • Выяснить, нравятся ли людям их имена.

  • Узнать из книг сведения о значении имён.

Объект исследования: имена людей, даваемые им при рождении.

Предмет исследования: анкетные данные имён детей начальных классов, их родителей, родословные учащихся класса, книги об именах.

Гипотеза:
Я думаю, что некоторым детям нашего возраста дают имена их предков, хотя большинство ребят носят модные современные имена;
что среди поколения родителей, поколения бабушек и дедушек распространены совсем другие имена, чем у детей.
Выводы:

Сколько бы не менялась мода, некоторые имена сохраняются веками, они вошли в уже традиционные русские имена, которые, если и уступают место «самым модным», то ненадолго, храня в себе русскую историю и тайну. Александр, Сергей, Михаил, Ольга, Татьяна.

Моя семья



Довыденко Маргарита,

ученица 4 – В класса


Руководитель проекта:

Фесик Л.Э.,

учитель начальных классов

Цель:

Изучить и написать родословную моей семьи.


Задачи:

Собрать материалы о родословной моей семьи на основе воспоминаний и записей родственников;

Узнать из источников значение своей фамилии и имени;

Собрать фотодокументы;

Составить генеалогическое дерево моей семьи.
Гипотеза:

«Дерево мудрости, дерево жизни,

Мы его ветки, мы его мысли.

Мы - молодые на ветках листочки,

В летопись впишем новые строчки».
Выводы:

Эта работа помогла мне составить генеалогическое древо моей семьи, узнать значение и происхождение своей фамилии и имени. Я думаю, что работа моя будет интересна и будущим поколениям нашей семьи, так как я собираюсь продолжить эту летопись дальше. Ведь, семья - это наша сила. Я поняла, что семья – это главное в жизни человека.


Таблица достижений учащихся за 2012/13 учебный год

п/п

ФИ учащегося

Название мероприятия

Сроки проведения

Уровень (муниципальный, региональный, всероссийский, международный)

Статус (победитель, призёр, дипломант, лауреат)

ФИО учителя, руководителя (полностью), должность

1

Шевцова Екатерина



март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место



2

Болтунов Александр

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место

Смовж Светлана Владимировна, учитель начальных классов

3

Сафронов Артем

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место

Берникова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

4

Самедова Марьям

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место

Прощенко Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

5

Шевцова Екатерина



Апрель, 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 3 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

6

Багрянов Андрей

Всероссийский математический конкурс-игра «Кенгуру – 2013»

Апрель, 2013г.

Всероссийский этап

Вошел в список лучших по региону, 5 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

7

Ян Диэ

Всероссийский математический конкурс-игра «Кенгуру – 2013»

Апрель, 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 7 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

8

Шевцова Екатерина



апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 1 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

9

Каверина Анна

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап



Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

10

Ян Диэ

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 2 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

11

Пальчиков Данил

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошел в список лучших по региону, 2 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

12

Брайловская Алина

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 5 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

13

Жидков Виталий

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошел в список лучших по региону, 8 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

14

Шевцова Екатерина

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

2012 - 2013 уч. год

Всероссийский этап

Дипломант

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

15

Щеглова Софья

Городская предметная олимпиада младших школьников

Май 2013г.

Муниципальный

Победитель, 3 место

Фесик Лариса Эрнстовна, учитель начальных классов

Анастасия Самитина
Конкурс «Я - исследователь» тема: «Замерзание воды»

Конкурс "Я-исследователь " проводится каждый год, традиционно, но мы с ребятами участвовали в нем впервые. Казалось, что будет немного сложновато, но это всего лишь на первый взгляд. Мы долго не могли выбрать тему, но потом, все пошло как то само собой. Во время прогулки, мы с детьми украшали наши снежные постройки, а так же дети раскрашивали их цветной водой из пластиковых бутылок. И вот, одна девочка (Милана, поливая нашего снежного кита, обратила внимание,что вода на крышке довольно быстро замерзает , она подошла ко мне и спросила : "Какая вода находится в бутылке и почему она так быстро замерзла ?" Так и "родилась" тема нашего проекта : "Замерзание воды ". Так как наши ребята, это дети 5-го года и жизни и, учитывая тот факт, что в конкурсе мы будем участвовать первый раз, то я решила взять не сложные опыты для восприятия детей. Сначала мы провели опыты в группе, а потом Милана воспроизвела данную экспериментальную деятельность дома, с мамой, для более правдивого анализа. Для проведения опыта в основу мы взяли следующие предположения : какая вода замерзнет быстрее - холодная из-под крана, холодная кипяченая вода, горячая вода и что будет, если добавить в воду немного соли? Итак, сейчас мы поделимся нашей небольшой работой.

Первый этап - выдвижение гипотезы. Наша гипотеза звучала так : "Мы думаем что холодная вода замерзнет быстрее горячей "

второй этап - подбор литературы по данной теме, беседы с детьми. Да данном этапе мы с детьми искали различные стихотворение о воде, рассматривали и обсуждали свойства воды , состояние воды .

третий этап - проведение опытов.

1) мы взяли 4 баночки, подписали их : первую наполнили холодной водой из-под крана, вторую кипяченой водой, третью я наполнила горячей водой, ну, а в последнюю мы налили холодную воду и добавили немного соли.

2) отнесла баночки на балкон, без присутствия детей, а потом нам оставалось только ждать и наблюдать вода в какой баночке быстрее замерзнет .

Дети охотно ходили и смотрели в окно, проверяя не замерзла ли вода . И какого же было их удивление, когда они увидели что первой замерзла горячая вода . Мы рассмотрели замершую воду в баночке , описали как она выглядит теперь и сделали вывод, что гипотеза наша не верна. Далее у нас замерзла кипяченая вода , не отстала от нее и холодная вода из-под крана, ну, а вода с солью у нас не замерзла совсем , дети рассматривая баночку сказали что из воды "выросли сосульки". вот такие выводы у нас получились , а для полной уверенности что мы все сделали правильно, Милана повторила все действия дома, а на утро пришла и рассказала о ее результатах. Хоть гипотеза наша и не подтвердилась, детям было очень интересно, да и не только детям. Милаша получила диплом, выступая на конкурсе "Я-исследователь " в рамках детского сада, но думаю это наша первая достойная маленькая победа и в следующем году мы попробуем еще раз.

Публикации по теме:

В детском садике "Светлячок" 26 февраля 2016 года проводился конкурс проектных работ по исследовательской деятельности. Сущность заключалась.

Конкурc исследовательских работ и проектов дошкольников «Я - исследователь» Тема: «Секреты шоколада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка детский сад № 6 г. Нового Оскола Белгородской области".

Познавательный проект «Маленький исследователь на огороде» Актуальность темы проекта: Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого.

Проект «Маленький исследователь» Для более глубокой работы мной был разработан и внедрён в практику познавательный проект «Маленький исследователь». Проведена непосредственно.

Проект «Юный исследователь. Веселые эксперименты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Проект Юный исследователь: «Веселые.

Семейный экологический проект «Я исследователь» Творческий проект "Я исследователь" На тему: Автор проекта: Воспитанник МАДОУ №48 г. Армавира Егизаров Александр Руководитель: Воспитатель.

Семейный экологический проект «Я-исследователь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением видов деятельности по физическому воспитанию № 52 «Белочка»

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста

на 2017-2018 учебный год

Я - исследователь

Руководитель: Турдагина Светлана Васильевна

г. Якутск 2017 год

Стр.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Организационный раздел

Литература

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

При составлении программы кружка «Я – исследователь» мы опирались на работу А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Таким образом, программа исследовательской деятельности старших дошкольников должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1. Подпрограмма - «тренинг» . Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма - «детская исследовательская практика» . Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма - «мониторинг» . Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Цель программы: Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
  3. Обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные связи)
  4. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  5. Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 5-7 лет не более 30 минут.

Перспективный план

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Подпрограмма

Октябрь

Вводное

Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

«Тренинг»

«Посмотрите на мир чужими глазами»

Учимся видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезу

«О чем рассказал попугай Ероше»

«Как чебурашка энциклопедию составлял»

Учимся давать определения понятиям

Ноябрь

«Поможем Лунтику выполнить задания»

Учимся классифицировать, наблюдать

Эксперименты с акварелью

Учимся проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы

Плавает или тонет

Эксперимент «Как вода исчезает»

Декабрь

Эксперименты с лучом света

Эксперименты с магнитом и металлами

Эксперименты с собственным отражением

Эксперимент на выяснение предпочтений окружающих

Январь

«Поможем Чебурашке написать письмо»

Учимся структурировать материал, доказывать и защищать свои проекты

Тренировочное занятие

Познакомить детей с методикой выполнения творческих исследовательских работ

Детская исследовательская

практика

Тренировочное занятие

Февраль

Творческий проект «Мыло»

Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

Март

Творческий проект «Растения»

Индивидуальные творческие проекты

Апрель

Май

Защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Обучать детей элементарным навыкам презентации собственных открытий, дать понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить.

Мониторинг

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • амостоятельность при поиске открытий;
  • роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • растойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».

Педагогическая диагностика и методики результативности программы:

  • выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
  • исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Предметно-развивающая среда и система работы по программе:

  1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  3. Обучающие познавательные занятия.
  4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
  • сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы для проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

Литература

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  8. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  9. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  11. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  12. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.