Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Как начинать лепить с самыми маленькими детьми

Существует мнение, что уроки лепки интересны малышам только после трех лет. На самом деле, первый сигнал для родителей, что ребенок готов к творчеству, появляется в тот момент, когда малыш начинает размазывать свою кашку по тарелке. Обучение лепке детей дошкольного возраста, чаще всего, проводит лучший учитель – мама. При этом уроки лепки проходят в разных местах: в песочнице, в зимнем снежном дворе или дома.Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для первого знакомства с азами лепки маленьким творцам лучше всего подходит: пластилин, соленое тесто и масса для лепки.

Сейчас в магазинах огромный выбор материалов для лепки с детьми раннего возраста. У всех вкусы и потребности разные, поэтому выбирайте для начала небольшие наборы до тех пор, пока найдете, то, что Вам больше всего подходит.

Дорогие родители! Обратите Ваше внимание, что многие производители продают материалы для лепки с фруктовыми вкусами. На упаковках написано, что это абсолютно безопасные материалы. Но если пластилин, тесто или масса для лепки пахнут вкусными фруктами (апельсином, клубникой или яблоком), то малыши обязательно будут их облизывать. Даже, если это и безопасно, все равно это совсем не то, что нужно. Малышу нужно лепить, а поест он попозже.

Чтобы уроки лепки доставили удовольствие не только ребенку, но и Вам, до начала занятий необходимо подготовить рабочее место.

  • Вокруг столика разложите газеты, тогда Вам не придется соскабливать тесто (или пластилин) с пола.
  • Не забудьте на малыша надеть фартучек с нарукавниками или старую футболку.
  • После работы ручки малыша (и свои тоже) тщательно протрите тряпочкой, затем смойте водой с мылом.
Для удобства использования в практической работе представленных ниже занятий мы приводим в описании некоторых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми.

Знакомство с пластичными материалами

Цели и задачи

  • Знакомство детей с пластичными материалами: пластилином и тестом.
  • Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».
  • Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
  • Развитие мелкой моторики.
Материалы и инструменты

Мягкий пластилин ярких цветов, тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки.

Используемые приемы лепки


«Разминание» - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

«Отщипывание» - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

«Сплющивание» - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.

Занятие 1. Вот какое тесто

Цель занятия: Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, подкладные доски, влажная тряпочка.

Прием лепки. Разминание.

Рецепт теста № 1: 300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды. Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

Рецепт теста № 2: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (половина пакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного масла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

На основе первого рецепта получается более мягкое тесто. Поделки из соленого теста можно подсушить в духовке и использовать в играх.

Прием лепки: Разминание.

Ход занятия: Покажите детям тесто, приготовленное заранее.

Посмотри что это? Правильно это тесто.

А какое оно? (потрогайте вместе с ребенком тесто) – Мягкое.

А что можно испечь из теста? – Пирожки, булочки.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

Кушай, кушай, мамочка -

Вкусные два пряничка!

А ребяток приглашу, пирожками угощу.

Дайте ребенку кусочек теста среднего размера. Путь ребенок поиграет столько, сколько захочет. Если ребенок не знает, как играть помогите ему: покажите, как можно отрывать кусочки, разминать их пальчиками, ладошками.

* В следующий раз можно приготовить тесто вместе с детьми. Испачканные руки нужно вытереть влажной тряпочкой.

Занятие 2. Тесто шлеп-шлеп

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки.

Прием лепки: «Шлепанье».

Ход занятия : Выложите теплое тесто на разделочную доску или пластмассовый поднос. Разомните тесто, пошлепайте по нему своей ладонью (шлепать надо всей ладонью, а не пальцами). Попросите ребенка повторить ваши действия и осторожно помогите. Действия можно сопровождать такими словами:

Шлеп, шлеп, шлеп, моя ладошечка! Получилась тонкая лепешечка!

* Важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устанет. Если вы заметили, что иинтерес к игре ослабел, уберите тесто. Возобновить игру можно через 2-3 дня.

Занятие 3. Спрячь шарик

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, маленькие (но не мелкие) пластмассовые или стеклянные шарики (желательно подбирать шарики с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним)(мы брали фасоль), влажные тряпочки.

Прием лепки: «Разминание».

Ход занятия:

Посмотри, какой у меня шарик. Давай его спрячем.

Возьмите небольшой шарик (желательно, чтобы шарик и тесто были разного цвета) и на глазах у ребенка накройте шарик носовым платком.

Посмотри, где шарик? Нет шарика! Куда же он спрятался?

Вместе снимите платок.

Вот шарик! Нашелся! (поиграйте так несколько раз)

Дайте ребенку кусочек теста и предложите размять его, поиграть с ним.

Затем покажите яркие шарики и попросите спрятать их в тесто. Когда шарики будут спрятаны, предложите малышу найти их. Действие можно повторить несколько раз.

* Важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устанет. Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто. Возобновить игру можно через 2-3 дня.

Занятие 4. Достань предмет

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, мелкие пластмассовые игрушки из шоколадных яиц - желательно подбирать цельные (неразборные) игрушки с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним; можно немного смазать игрушку маслом или парафином, влажные тряпочки.

Прием лепки: «Разминание».

Ход занятия : Перед началом занятия подготовьте тесто и подберите яркие и красочные предметы, небольшие по размеру: шарики, кубики, мелкие игрушки, каштаны и пр.

Натрите их воском или парафином или смажьте маслом, чтобы к ним не прилипало тесто. Не забывайте о размере предметов: очень мелкие предметы ребенок может взять в рот и подавиться.

В большой кусок теста спрячьте несколько игрушек или предметов так, чтобы видна была только часть той или иной игрушки или предмета:

Посмотри, тут что-то спряталось в тесте. Что это спряталось? Давай посмотрим.

Начните аккуратно, не спеша, с интересом доставать предмет, освобождая его от теста. Назовите предмет, который достали, внимательно рассмотрите его вместе с ребенком. Затем предложите малышу таким же образом извлечь из теста другие предметы.

Подобным способом можно на глазах у ребенка спрятать предметы в тесто, затем предложить им проделать то же самое. Поначалу используйте для «пряток» предметы простые, с гладкими поверхностями. В конце занятия предложите протереть руки влажными тряпочками.

Занятие 5. Покормим птиц

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Если игрушечных птиц нет, можно приготовить картинку с изображением птиц.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия: Начните занятие с игры. Покажите игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите покормить их крошками. Почитайте стихи. Можно включить песенку про птиц, или звуки птиц. Дайте малышу небольшой кусочек теста - это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки - это «крошки». Предложите малышу отщипывать крошки и складывать их на поднос или доску, чтобы получилось много «крошек»

Курочка-наседка

Отправилась гулять -

Вкусных спелых зерен

В травке поискать.

***

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!»

Посмотри, к нам прилетели птички, они кушать хотят. Давай покормим их.

Что любят кушать птички? – Правильно хлебушек, давай покрошим им хлебушка.

Яркие, пушистые,

Жёлтые комочки –

Маленькие деточки

Нашей пёстрой квочки.

Словно одуванчики,

В маленьком лукошке.

Клювики раскрытые

Просят хлеба крошки.

Я возьму тихонечко

Золотое чудо,

Я цыплёнка – лапочку

Обижать не буду.

Посмотри, как птичкам нравится наше угощенье. Обыграйте результат работы ребенка - покажите, как птицы клюют крошки, благодарят.

Птички говорят нам спасибо.

Вот они поели и улетели. До свиданья птички.

Занятие 6. Знакомство с пластилином

Цель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов. Стека, или детский ножичек.

Прием лепки: «Разминание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Покажите ребенку пластилин. Повторите с ребенком названия цветов.

Посмотри, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки.

Покажите ребенку, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины.

Посмотри, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьми, какой тебе нравится.

Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Дайте ребенку возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук…

С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в недоступное для них место кусочки пластилина разного цвета (предложите каждому выбрать по 2-3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки (она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки - траву, солнце, цветы и т. п.

Занятие 7. Пластилиновая мозаика

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Начните занятие с игры. Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных

Деталей. Затем дайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала.

Положите на середину стола основу для мозаики - лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина).

Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина.

Предложите ребенку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Следите, чтобы ребенок не спешил. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для нее.

Занятие 8. Блинчики

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2-2,5 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого возьмите в руки пластилиновый шарик и начинайте сплющивать его между пальцами, постепенно поворачивая по кругу. Вместе с ребенком рассмотрите готовый блинчик. Обратите внимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

Дайте ребенку пластилиновые шарики и скажите, что сейчас вы будете делать блинчики для кукол. Предложите малышу сделать блинчики самому, при необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше - два,

Ване - два, Тане - два,

Саше - два, Маше - два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Готовые поделки обыграйте: разложите блинчики на тарелки, угостите кукол.

Занятие 9. Готовим котлеты

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин коричневого цвета, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из коричневого пластилина шарики диаметром 3 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать «котлету»: положите пластилиновый шарик на доску, накройте прямыми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавите.

Вместе с ребенком рассмотрите готовую «котлету». Дайте ребенку пластилиновые шарики и объясните, что вы будете делать вкусные «котлеты» для кукол. Предложите малышу сделать их самостоятельно.

При необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарики, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Готовые поделки обыграйте: разложите «котлеты» на тарелки и угостите кукол.

Традиционно считается, что уроки лепки интересны малышам только после трех лет. На самом деле, первый сигнал для родителей, что ребенок готов к творчеству, появляется в тот момент, когда малыш начинает размазывать свою кашку по тарелке. Обучение лепке детей дошкольного возраста, чаще всего, проводит лучший учитель – мама. При этом уроки лепки проходят в разных местах: в песочнице, в зимнем снежном дворе или дома.

Уроки лепки: лепка с детьми раннего возраста

Для первого знакомства с азами лепки маленьким творцам лучше всего подходит: пластилин, соленое тесто и масса для лепки.

Сейчас в магазинах огромный выбор материалов для лепки . У всех вкусы и потребности разные, поэтому выбирайте для начала небольшие наборы до тех пор, пока найдете, то, что Вам больше всего подходит.

Дорогие родители! Обратите Ваше внимание, что многие производители продают материалы для лепки с фруктовыми вкусами. На упаковках написано, что это абсолютно безопасные материалы. Но если пластилин, тесто или масса для лепки пахнут вкусными фруктами (апельсином, клубникой или яблоком), то малыши обязательно будут их облизывать. Даже, если это и безопасно, все равно это совсем не то, что нужно. Малышу нужно лепить, а поест он попозже.

Чтобы уроки лепки доставили удовольствие не только ребенку, но и Вам, до начала занятий необходимо подготовить рабочее место.

  • Вокруг столика разложите газеты, тогда Вам не придется соскабливать тесто (или пластилин) с пола.
  • Не забудьте на малыша надеть фартучек с нарукавниками или старую футболку.
  • После работы ручки малыша (и свои тоже) тщательно протрите сухой тряпкой, затем смойте водой с мылом.

В первый год жизни ручки малыша еще плохо слушаются, отлично детишкам удается только размазывание. Поэтому первые уроки лепки из пластилина будут включать в себя два основных приема лепки: надавливание и размазывание.

НАДАВЛИВАНИЕ – небольшой пластилиновый шарик размещается в нужном месте. Мама кладет указательный палец правой ручки малыша на шарик, сверху размещает свой указательный палец. Затем мама надавливает на пальчик малыша. В результате, шарик превращается в круглую лепешку.

После того, как ребенок научится приемам надавливания, переходим к следующему этапу.

РАЗМАЗЫВАНИЕ – на картоне мама размещает маленький пластилиновый шарик, а ребенок прижимает шарик своим пальчиком. Затем мама размазывает лепешку пальчиком ребенка в нужном направлении: слева-направо, сверху-вниз и справа-налево.

Лепку с детьми раннего возраста можно проводить по следующим тематическим занятиям:

  • Гости (или конфетки на тарелочке);
  • Зима (снег идет);
  • Весна (ползущая гусеничка);
  • Лето (лепим цветочки, мухоморы);
  • Осень (собираем яблочки);
  • Солнышко (лучики размазываются);
  • Фейерверк (размазываются огоньки);
  • Ежик (колючки размазываются);
  • Елочка (ветки размазываются, шарики надавливаются)

Лепка для детей начинается с подготовки бумажной основы (тарелочка, елка, лист дерева, стебель для цветочка, мухомор, яблоня) и пластилиновых шариков нужных цветов. Желательно подобрать подходящее стихотворение, сказку или истории.

К примеру, Вы усаживаете своего непоседу на стульчик и говорите, что сейчас к вам придут гости – любимые игрушки, которых нужно будет угостить.

«Мы с тобой накроем стол, позовем гостей. Вкусными конфетами угостим друзей».

Смотри, малыш – это тарелочка. Она круглая (обведите ручкой ребенка край тарелочки, чтобы почувствовать форму круга).

Тарелочка красивая, но на ней ничего нет. Давай приготовим конфетки для наших гостей и положим их на тарелочку.

Конфетки у нас разноцветные: красная, желтая, оранжевая, зеленая, синяя.

Ах, как красиво получилось!

Вот и наши гости стучат.

— Тук, тук, тук!

— Кто там?

— Это я, киска! Мяу-мяу!

— Здравствуй, киска! Заходи к нам, мой ручки и садись за стол. Угощайся конфетами.

— Ням-ням. Очень вкусно! Спасибо!

Таким образом, уроки лепки станут для Вашего малыша увлекательной игрой. Играясь, Ваш малыш разовьет речь, научатся различать цвета и фигуры, познакомится с азами этикета.

Если у Вас нет под рукой пластилина, при желании, Вы легко сможете приготовить тесто. Берете 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, 1/2 стакана горячей воды. Смешиваете муку с солью, помешивая, добавляете горячую воду. Хорошо вымешиваете тесто. Можно сделать разноцветное тесто, добавив в воду натуральные красители: свекольный сок, морковный сок, зеленку и пр.

Готовое тесто можно завернуть в пакет и хранить в холодильнике две недели.

Правильно замешанное тесто очень приятно на ощупь, безопасно. Оно отлично лепится и не пачкает руки.

Лепка из соленого теста с детьми раннего возраста аналогична лепке из пластилина. Для занятий мама готовит шаблоны из бумаги или картона.

Например, перед Новым годом, можно вырезать елочку: Вместе с малышом берем зеленое тесто и облепляем елочку. Затем втыкаем в нее украшения из фасоли, бобов, гороха, макарон и т.д. От такой елочки малыш будет в восторге. Эту елочку можно подарить папе или бабушке с дедушкой. Можно елочку вырезать из зеленой цветной бумаги, а из разноцветного теста слепить шарики и облепить ими елку.

На уроках лепки из теста с годовалыми малышами можно сделать симпатичный домик: мама из бумаги делает шаблон домика. Вместе с малышом облепляем дом тестом. Окошки и двери делаем из спагетти. Черепицу на крыше выкладываем из фасоли или вермишели.

С двухлетними малышами можно слепить симпатичного барашка. Мама делает барашка, а малыш отщипывает кусочки теста и делает облачка, вставляет глазки (перец горошком) и делает носик (зубочисткой).


Для первых уроков лепки с детьми раннего возраста можно использовать массу для лепки. Малыши охотно из нее лепят, так как она очень мягкая – гораздо мягче пластилина, отлично лепится и не липнет к одежде. Но пластилин можно использовать многократно, а масса для лепки быстро засыхает на воздухе и начинает крошиться.

С массой для лепки также приятно заниматься, как с тестом. Но она пластичнее и легче. Кроме того, поделки из массы быстро высыхают на воздухе (за 6-8 часов) и становятся настоящими игрушками. Мячиками из массы для лепки можно играть – они скачут как резиновые мячики.

Первые уроки лепки могут затянуться на полгода и больше. Вы будете готовить шаблоны, а малыш будет лепить под Вашим руководством. Но немного терпения и Вы увидите как богата фантазия Вашего любимого ребенка! Вы будете в восторге от прекрасных поделок, которые сделают его маленькие трудолюбивые ручки. В крайнем случае, у Вас просто появится свободное время, пока ребенок будет лепить.

Можете посмотреть — какое чудо можно творить из пластилина. И это вполне по силам даже тем, кто только начинает лепить. В этом нет ничего сложного.

Теория. Может ли вообще лепить и рисовать такая кроха.

Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию.

Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности.

А материалы для лепки - это то, что официально разрешено размазывать.

У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками.

Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо. И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже.

Главное практическое препятствие для начала лепки простое - малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития.

Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот - это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот.

То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту.

И этот факт не препятствие для начала лепки.

Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет - это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным.

Более того, существует закон в психологии развития.

Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена - она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды - то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого.

Приведем примеры:


Если ребенка очень строго и настойчиво станет приучать к чистоте авторитарная бабушка или няня, и делать она это станет эмоционально, ругая и сетуя на малейшее пятнышко каши на столе и одежде - у малыша может возникнуть панический страх любых пятен (не только тех, которые сотворил он сам) и грязи.

Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать.

Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте.

Большая строгость - меньшая спонтанность и способность к творчеству.

Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже - между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы - и эту в частности - что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все.

В общем - «каждому овощу свое время».

В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен.

Хотите - верьте, хотите - нет.

Условия занятий и настрой мамы:

А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы - то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку.

Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня - сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше - вреда или пользы.

1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня.

2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.

3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент - половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы - то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку - то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете.

4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим - мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением.

Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша.

Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ.

Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного.

Именно родительским восторгом движутся детские начинания.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить - постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось.

Если какая-то из техник понравится маме - дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит.

Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе - это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками - и чем, на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития.

Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой - значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали.

Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето - попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится - лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному.

Для маленького ребенка без грязи нет творчества, и более всего годовалые дети уважают боди-арт.

Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном - ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна.

Есть замечательный автор - Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать.


Спокойное отношение к грязи

Удобное место для занятий

Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш

Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы

Живая заинтересованность в «продуктах творчества»

Бережное отношение к поделкам

Внимание со стороны других взрослых в семье.

Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики.

Настрой мамы.

Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное - ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней.

Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты - не расстраивайтесь - ваше занятие состоялось.

Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом.

Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15 , а то и 20 минут.

Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов.

Крайне важно не удерживать ребенка силой.

Помните - убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концетрировать внимание.

И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная.

Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин, самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама.

Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти - когда нервная система малыша дозреет.

Основные принципы:

Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь.

Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте - развивающее.

Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения.

Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию.

Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики.

Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого.

Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х):

Долго фиксировать внимание.

Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание)

Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу.

Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно.

Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу.

Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком:

Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними.

Есть разные материалы для лепки.

Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины).

Перечислим их : пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика.

У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика.

На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком - соленое тесто.

Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот.

Кроме того, тесто - самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать.

Соленое тесто:

Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода.


Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло.

Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость - после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить.

Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить.

После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка.

Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить - на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше - фруктовыми или овощными соками.

Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок - буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) - красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы - это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт.

А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку.

Пластилин :

Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций:

Первое: пластилин должен быть максимально мягким

Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно).

Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить.

Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе.

Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин:

Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином.

Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус.

Мягкий пластилин нельзя использовать повторно - поделки, полежав на открытом воздухе. быстро засыхают.

Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом.

Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая.

Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина.

По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная.

В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать.

Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет.

Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много - не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком.

Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов - веточек, камней, шишек, листочков.

Если руки, испачканные глиной тревожат малыша - присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте.

Нужно спокойно объяснять, что глина - это не кака.

Воск:

Воск для лепки - интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно.

С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития.

Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.

Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь.

Самое первое - это знакомство с материалом.

Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках.

Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества.

Первый прием: мять и отрывать большие куски.

Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия.

Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой

В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.

  • Отщипывать от большого кусочка маленькие:

Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка - согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка.

Обязательно каждому действию ребенка в лепке надо давать названиие, звуковую опору. Причем слово это должно быть короткое и достаточно легко произносимое. Для данного действия лучше всего подходит словечко «щип»

  • Отрывать маленькие комочки, сплющивать их ладошками.
  • Катать палочки (конфетки)
  • Сильно хлопать ладошкой по большому куску теста или пластилина: это называется «хлоп»
  • Стучать кулачком по большому куску пластилина: это называется «шлеп»
  • Расплющивание маленьких кусочков: «плющим-плющим-плющим»
  • Размазывать по твердой основе: «мажь»
  • Отверстия в большом куске теста или пластилина: «Тык»
  • Втыкание «инородных тел» в тесто: начало смешанной техники: это тоже называется «тык».

Возможна ли лепка по замыслу и в каком возрасте:

Замысел сам по себе появляется, не раньше, чем у малыша созревает функция предвидения и планирования. Средний возраст появления такой возможности - 3 года.
А до 2 лет, до появления фразовой речи, ребенок вообще целиком находится под влиянием текущего момента.
Даже в речи будущее время появляется позже настоящего и прошедшего времени
Так что лепить по замыслу наш малыш сможет еще не скоро.
Итак, лепка по замыслу невозможна, до сюжетной лепки тоже еще далековато… Так что же все-таки можно делать?
А можно научить ребенка самой, может быть, важной вещи в творчестве: получать удовольствие от процесса, а не от результата.
Ребенок сам. Стихийно, может получить огромное удовольствие - и не разовое, а каждодневное - от процесса лепки. Ему нужно только дать подходящий материал и посадить рядом маму, которой бы все это было не только что не противно - а интересно.
Как правило, все дети в возрасте до 3 лет проходят через несколько периодов «запойной» лепки. И если плоды в виде поделок остаются далеко не у всех - так как дели не меньше любят ломать слепленное, чем его создавать, то навыки, приобретенные при занятиях с тестом и пластилином, очень пригодятся ребенку в дальнейшем.

Варианты сюжетных заданий для лепки (годятся для детей, старше 2,5 лет):

  • Палочки (конфетки): отщипывать небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями, класть готовое на доску. Возможно, каждую конфетку заворачивать в фольгу или кусочки гофрированной бумаги.
  • Разные цветные мелки (тут вообще основная идея, что реальные предметы можно слепить и с ними играть).
  • Бублики: свертывать палочку в кольцо, соединять концы, плотно прижимая.
  • Баранки (потоньше).
  • Крендельки (с перекрещенными концами).
  • Шарики: катать между ладонями круговыми движениями.
  • Орешки (разные).
  • Печенье: сплющивать шарик.
  • Лепешки большие и маленькие.
  • Мандарины и апельсины.
Возможные варианты заданий для детей, старше 2,5 лет:
  • Пирамидка: располагать лепешки в порядке убывания величины. Предмет составляется из частей.
  • Пряники.
  • Маленькая куколка, состоящая из головы и тела разной величины.
  • Самолет: из двух частей неодинаковой формы.
  • Неваляшка: из двух шаров + украшения.
  • Угощение для игрушек: лепить то, что нужно для игры.
  • Мишка-неваляшка (с ушами).
  • Кролик: длинные уши.
  • Птичка: хвост, клювик.
  • Миски для трех медведей: сплющивать, оттягивать края вверх.
  • Утенок и др. звери: передавать характерные признаки животного, прищипывание, соединение частей.
  • Яблоки и ягоды, большие и маленькие морковки.
  • Огурец и свекла: разная форма овощей.

Потом можно побеседовать.

Для детей, старше 2,5-3 лет, которые уже говорят и хорошо понимают сказки очень хорошо, если занятия лепкой вписаны в игровой сюжет:
Сюжет может быть, например, такой:
  • Разговор по телефону "Здравствуйте, игрушки, я вас слушаю" появились цветные палочки, они не знают, что с этими палочками делать.
  • Трава для зайчат. Как можно больше травки. Ровная трава вкуснее. Трава и кусты: медведь пожаловал, всю траву вытоптал, весь двор разорил.
  • Пририсовывать ворс к щетке - основа изображена.(зайчатам понравились щетки, надо каждому нарисовать).
  • Пластилин пришел: я не хочу быть просто пищащим комочком!
  • Колбаски на тарелочках, а то собака утащит.

Перспективы

То, чего вы сможете достигнуть через несколько недель каждодневных занятий - это возникновение у вашего малыша устойчивого интереса к лепке.
Малыш поймет, в каком месте квартиры вы с ним занимаетесь, как это происходит, и то, что результат его работы вечером обязательно показывают папе или бабушке.
Кроме того, ребенок сообразит, что маме тоже интересно возиться с глиной или тестом. Что маме тоже это нравится. А для маленького ребенка крайне важно то, что нравится маме.
Психологи говорят, что нужно довести до сознания ребенка социальную значимость того или иного занятия. Социальная значимость - это важность и нужность, серьезность занятия для самых главных людей - родителей.
Хорошо бы еще хотя бы раз в неделю приводить ребенка на занятия в творческие студии - чтобы он видел, что и другие дети тоже лепят и рисуют. Что вообще это у людей принято.
Но занятия в студиях и клубах не заменяют занятий дома с мамой.
Во-первых, потому, что недельный перерыв между занятиями - это слишком большое для малыша время, а во-вторых - потому что именно мамины уроки усваиваются надежнее всего.
И вообще, если вы хотите насыщенных отношений со своим подросшим, выросшим и совсем взрослым ребенком - будьте от него поблизости (не только физически, но и психологически) все раннее и дошкольное детство. Будьте рядом и живо участвуйте в том, что ему интересно.
Для того, чтобы лепка малышу не наскучила, техники и варианты занятий должны быть разнообразны.