Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Детский конкурс я исследователь как выбрать тему. Конкурс «Я — исследователь» тема: «Замерзание воды

Анастасия Самитина
Конкурс «Я - исследователь» тема: «Замерзание воды»

Конкурс "Я-исследователь " проводится каждый год, традиционно, но мы с ребятами участвовали в нем впервые. Казалось, что будет немного сложновато, но это всего лишь на первый взгляд. Мы долго не могли выбрать тему, но потом, все пошло как то само собой. Во время прогулки, мы с детьми украшали наши снежные постройки, а так же дети раскрашивали их цветной водой из пластиковых бутылок. И вот, одна девочка (Милана, поливая нашего снежного кита, обратила внимание,что вода на крышке довольно быстро замерзает , она подошла ко мне и спросила : "Какая вода находится в бутылке и почему она так быстро замерзла ?" Так и "родилась" тема нашего проекта : "Замерзание воды ". Так как наши ребята, это дети 5-го года и жизни и, учитывая тот факт, что в конкурсе мы будем участвовать первый раз, то я решила взять не сложные опыты для восприятия детей. Сначала мы провели опыты в группе, а потом Милана воспроизвела данную экспериментальную деятельность дома, с мамой, для более правдивого анализа. Для проведения опыта в основу мы взяли следующие предположения : какая вода замерзнет быстрее - холодная из-под крана, холодная кипяченая вода, горячая вода и что будет, если добавить в воду немного соли? Итак, сейчас мы поделимся нашей небольшой работой.

Первый этап - выдвижение гипотезы. Наша гипотеза звучала так : "Мы думаем что холодная вода замерзнет быстрее горячей "

второй этап - подбор литературы по данной теме, беседы с детьми. Да данном этапе мы с детьми искали различные стихотворение о воде, рассматривали и обсуждали свойства воды , состояние воды .

третий этап - проведение опытов.

1) мы взяли 4 баночки, подписали их : первую наполнили холодной водой из-под крана, вторую кипяченой водой, третью я наполнила горячей водой, ну, а в последнюю мы налили холодную воду и добавили немного соли.

2) отнесла баночки на балкон, без присутствия детей, а потом нам оставалось только ждать и наблюдать вода в какой баночке быстрее замерзнет .

Дети охотно ходили и смотрели в окно, проверяя не замерзла ли вода . И какого же было их удивление, когда они увидели что первой замерзла горячая вода . Мы рассмотрели замершую воду в баночке , описали как она выглядит теперь и сделали вывод, что гипотеза наша не верна. Далее у нас замерзла кипяченая вода , не отстала от нее и холодная вода из-под крана, ну, а вода с солью у нас не замерзла совсем , дети рассматривая баночку сказали что из воды "выросли сосульки". вот такие выводы у нас получились , а для полной уверенности что мы все сделали правильно, Милана повторила все действия дома, а на утро пришла и рассказала о ее результатах. Хоть гипотеза наша и не подтвердилась, детям было очень интересно, да и не только детям. Милаша получила диплом, выступая на конкурсе "Я-исследователь " в рамках детского сада, но думаю это наша первая достойная маленькая победа и в следующем году мы попробуем еще раз.

Публикации по теме:

В детском садике "Светлячок" 26 февраля 2016 года проводился конкурс проектных работ по исследовательской деятельности. Сущность заключалась.

Конкурc исследовательских работ и проектов дошкольников «Я - исследователь» Тема: «Секреты шоколада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка детский сад № 6 г. Нового Оскола Белгородской области".

Познавательный проект «Маленький исследователь на огороде» Актуальность темы проекта: Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого.

Проект «Маленький исследователь» Для более глубокой работы мной был разработан и внедрён в практику познавательный проект «Маленький исследователь». Проведена непосредственно.

Проект «Юный исследователь. Веселые эксперименты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Проект Юный исследователь: «Веселые.

Семейный экологический проект «Я исследователь» Творческий проект "Я исследователь" На тему: Автор проекта: Воспитанник МАДОУ №48 г. Армавира Егизаров Александр Руководитель: Воспитатель.

Семейный экологический проект «Я-исследователь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект.

Защита творческого проекта " История возникновения снеговика" (гуманитарная секция, 1 возрастная категория)

«Я – исследователь 2014 »

Тема проекта:

Добрый день, уважаемые жюри. Меня зовут Шокас Полина, мне 6,5 лет. Я и мои друзья в подготовительной группе очень любим новогодние праздники. Мы решили узнать, какие главные символы Нового года и зимы. Мальчики назвали Деда Мороза, елку, снеговика, а девочки - карнавал, праздничные костюмы, фейерверк.

А мне захотелось провести исследование символа зимы, Нового года - Снеговика. Каждый из вас лепил в жизни хоть одного снежного человека с морковкой вместо носа. Однако, почему он круглый, почему состоит именно из 3 шаров, как ни странно, но даже историки и исследователи народного творчества не могут однозначно ответить на этот вопрос.

Я решила узнать, когда и где он появился, что он означает. Какая зима – без снеговика?! Большие и маленькие, добрые и смешные,

с морковками вместо носа и старым ведром на голове, рождаются они в городских и деревенских дворах, любовно слепленные, скатанные ладошками детей и взрослых.

Сколько снеговиков появляется вокруг нас за зиму? Сотни! Смотришь, и каждый раз удивляешься фантазии «скульпторов»!

Но далеко не многим известно, какой смысл был у снеговика в прошлом…

Поэтому, перед собой я поставила

Наметила следующие задачи:

  1. Изучить информации о Снеговике.
  2. Познакомиться с историей возникновения первого снеговика.
  3. Изучить литературные произведения.
  4. Провести экспериментальную работу со снегом.
  5. Собрать коллекции старых открыток с изображением снеговика, игрушек.
  6. Изготовить поделки снеговиков.
  7. Сделать выводы.
  8. Определить новые исследования.

Гипотеза: Я предположила, что первый снеговик появился давно, его слепили из снега, как обереги для дома.

Мое исследование проходила в 3 этапа.

По итогам 1 этапа , выяснила, что если верить старинному преданию, в конце XV века, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру.

Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и стали атрибутом Рождества и Нового года.

В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.

По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.

А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик - тоже один из любимых новогодних персонажей

На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. Снеговики почитались как духи зимы и к ним возносили просьбы о помощи, милосердии и уменьшении длительных морозов.

Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.

Вы знаете, сколько много мульфильмов о снеговике? («Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки» и др.)

Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная - сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик».

А еще очень много стихотворений, загадок.

На 2 этапе моего исследования мы с ребятами моей группы часто на прогулке, когда позволяла погода, и был снег, лепили снеговиков больших и маленьких. С ребятами мы проводили эксперименты со снегом. В ходе экспериментов выяснили, что не всегда, даже если есть снег можно слепить снеговика. Снеговик в морозную погоду не лепиться, а лепиться когда на улице оттепель, светит солнышко, тогда снег рыхлый и хорошо скатывается в шары.

Сегодня в нашем мире не только дети любят лепить снеговиков но и взрослые.

По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.

А знаете ли вы, что 18 января Международный день снеговика. Такая идея пришла в голову коллекционеру из Германии. Он со своей коллекцией изображений снеговика занесен в книгу рекордов Гиннеса! У него более трех тысяч экспонатов! И все это - Снеговики! И вот этот коллекционер предложил отмечать День Снеговика. Я с ним согласно, что он предложил именно этот день. Ведь число 18 похоже на снеговика с метлой, в это время года во многих странах зима и есть снег.

А в России День снеговика празднуется 28 февраля. Этот день – хороший повод, чтобы собраться всей семьей, весело провести время.

3 этап:

Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза о том, что снеговик появился давно как оберег для дома, и он из снега подтвердилась, но я выяснила, что снеговики могут быть игрушки, свечи, сувениры, открытки, их можно мастерить из ниток, ваты, бумаги. В ходе моей исследовательской работы, убедилась, что снеговик является частью общечеловеческой культуры многих стран, и в каждой стране он символ Нового года, Рождества и зимы.

В результате исследования я собрала коллекция снеговиков, у меня более 30 экспонатов.

Собрала старые открытки с изображением снеговиков.

Выпустила буклет «История возникновения снеговика».

Все намеченные задачи выполнила, но на этом исследования в данном направлении не закончено. В процессе изучения данной темы меня заинтересовал другой вопрос: можно ли слепить снеговиков на других планетах, на каких планетах есть снег.

В заключении вам подарю памятки «История возникновения снеговика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я – исследователь 2014 »

Тема проекта:

«История возникновения снеговика»

МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»

Шокас Полина - лауреат регионального этапа конкурса

Добрый день, уважаемые жюри. Меня зовут Шокас Полина, мне 6,5 лет. Я и мои друзья в подготовительной группе очень любим новогодние праздники. Мы решили узнать, какие главные символы Нового года и зимы. Мальчики назвали Деда Мороза, елку, снеговика, а девочки - карнавал, праздничные костюмы, фейерверк.

А мне захотелось провести исследование символа зимы, Нового года - Снеговика. Каждый из вас лепил в жизни хоть одного снежного человека с морковкой вместо носа. Однако, почему он круглый, почему состоит именно из 3 шаров, как ни странно, но даже историки и исследователи народного творчества не могут однозначно ответить на этот вопрос.

Я решила узнать, когда и где он появился, что он означает. Какая зима – без снеговика?! Большие и маленькие, добрые и смешные,

с морковками вместо носа и старым ведром на голове, рождаются они в городских и деревенских дворах, любовно слепленные, скатанные ладошками детей и взрослых.

Сколько снеговиков появляется вокруг нас за зиму? Сотни! Смотришь, и каждый раз удивляешься фантазии «скульпторов»!

Но далеко не многим известно, какой смысл был у снеговика в прошлом…

Поэтому, перед собой я поставила цель: Показать, что знание истории создания снеговика является частью общечеловеческой культуры.

Наметила следующие задачи:

  1. Изучить информации о Снеговике.
  2. Познакомиться с историей возникновения первого снеговика.
  3. Изучить литературные произведения.
  4. Провести экспериментальную работу со снегом.
  5. Собрать коллекции старых открыток с изображением снеговика, игрушек.
  6. Изготовить поделки снеговиков.
  7. Сделать выводы.
  8. Определить новые исследования.

Гипотеза: Я предположила, что первый снеговик появился давно, его слепили из снега, как обереги для дома.

Мое исследование проходила в 3 этапа.

По итогам 1 этапа , выяснила, что если верить старинному преданию, в конце XV века, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру.

Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и стали атрибутом Рождества и Нового года.

В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.

По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.

А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик - тоже один из любимых новогодних персонажей

На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. Снеговики почитались как духи зимы и к ним возносили просьбы о помощи, милосердии и уменьшении длительных морозов.

Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.

Вы знаете, сколько много мульфильмов о снеговике? («Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки» и др.)

Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная - сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик».

А еще очень много стихотворений, загадок.

На 2 этапе моего исследования мы с ребятами моей группы часто на прогулке, когда позволяла погода, и был снег, лепили снеговиков больших и маленьких. С ребятами мы проводили эксперименты со снегом. В ходе экспериментов выяснили, что не всегда, даже если есть снег можно слепить снеговика. Снеговик в морозную погоду не лепиться, а лепиться когда на улице оттепель, светит солнышко, тогда снег рыхлый и хорошо скатывается в шары.

Сегодня в нашем мире не только дети любят лепить снеговиков но и взрослые.

По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.

А знаете ли вы, что 18 января Международный день снеговика. Такая идея пришла в голову коллекционеру из Германии. Он со своей коллекцией изображений снеговика занесен в книгу рекордов Гиннеса! У него более трех тысяч экспонатов! И все это - Снеговики! И вот этот коллекционер предложил отмечать День Снеговика. Я с ним согласно, что он предложил именно этот день. Ведь число 18 похоже на снеговика с метлой, в это время года во многих странах зима и есть снег.

А в России День снеговика празднуется 28 февраля. Этот день – хороший повод, чтобы собраться всей семьей, весело провести время.

3 этап:

Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза о том, что снеговик появился давно как оберег для дома, и он из снега подтвердилась, но я выяснила, что снеговики могут быть игрушки, свечи, сувениры, открытки, их можно мастерить из ниток, ваты, бумаги. В ходе моей исследовательской работы, убедилась, что снеговик является частью общечеловеческой культуры многих стран, и в каждой стране он символ Нового года, Рождества и зимы.

В результате исследования я собрала коллекция снеговиков, у меня более 30 экспонатов.

Собрала старые открытки с изображением снеговиков.

Выпустила буклет «История возникновения снеговика».

Все намеченные задачи выполнила, но на этом исследования в данном направлении не закончено. В процессе изучения данной темы меня заинтересовал другой вопрос: можно ли слепить снеговиков на других планетах, на каких планетах есть снег.

В заключении вам подарю памятки «История возникновения снеговика».



Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет
Объем 24 с. Формат 203х290. Мягкая обложка

Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Как научить ребенка находить новые знания? Ответить на этот вопрос поможет наша необычная тетрадь. В ней содержатся задания для детей и инструкции для взрослых: как выбрать тему исследования, как его организовать и провести исследование…

Тетрадь «Маленький исследователь» адресована детям 5-6 лет. Ее могут использовать педагоги дошкольного образования, а также родители.

В наше время творческий поиск становится важной частью любой профессии, а исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Формировать такое поведение надо с детства. Как научить ребенка находить новые знания? Ответ прост - научить ребенка первичным навыкам исследовательского поиска.

Как выбрать тему исследования?

Выбрать тему исследования несложно, когда точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй ответить на следующие вопросы:
. Что мне интересно больше всего?
. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, биологией, химией, астрономией, историей…)?
. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли - обратись к воспитателям, спроси родителей, поговори с другими ребятами в детском саду. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Выбранную тему исследования надо записать (тебе помогут воспитатель или родители). То, что будешь исследовать, можно также нарисовать в рамочке на следующей странице.

Для взрослых

Правила выбора темы исследования

Тема должна интересовать, увлекать ребенка.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.

Выбирайте тему выполнимую, важно, чтобы решение проблемы приносило реальную пользу.
Главная задача взрослого - подвести ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. Это сложно, но иначе работа теряет смысл.

Важна оригинальность темы.
Познание начинается с удивления, а потому в теме исследования необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность, в данном случае, следует понимать не только как умение найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Тема должна позволять выполнить работу относительно быстро.
Провести долговременное исследование на одном дыхании ребенку очень сложно. С учетом этой особенности детской природы первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени.

Лучше обращаться к той сфере, в которой вы сами разбираетесь или которая близка вам.
Исследовательская работа делается ребенком совместно со взрослым, поэтому тема должна вызывать интерес у обоих участников. Работая над проблемой с ребенком, можно приобретать знания вместе с ним. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

При выборе темы учитывайте возможный уровень ее решения.
Исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины.

Сопоставляйте желания и возможности.
Не забудьте взвесить, есть ли необходимые для решения выбранной проблемы средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению, порождающему пустословие, что существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях.


Гипотеза исследования

Гипотеза - предположение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов:
. предположим…
. что, если…
. допустим…
. возможно…

Нам для исследования нужно придумать гипотезу или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.
А теперь запиши (с помощью взрослых) или нарисуй свою гипотезу или гипотезы, если их несколько.

Для взрослых
Главное умение исследователя

Одно из главных умений исследователя - умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Здесь важно проявлять оригинальность, гибкость мышления, даже решительность и смелость.
Гипотеза - это ваш предположительный, вероятный ответ на предложенный проблемный вопрос. Этот ответ нуждается в последующем доказательстве и подтверждении.

Существует мнение, что не всякое предположение можно называть гипотезой. Она, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска.
Однако для нас важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и потому нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Известный физик Нильс Бор однажды сказал: «…Эта идея недостаточно безумна для того, чтобы быть верной!»

Гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже самых нелепых, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

Как мы мыслим, или Зачем нужны гипотезы

Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой.

ПРОБЛЕМА→РЕШЕНИЕ

Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. Современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства.
Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ→ИССЛЕДОВАНИЕ→РЕШЕНИЕ

При столкновении с проблемой сначала важно смоделировать предположения о том, как она может быть решена, или выработать гипотезы. Затем провести их проверку - исследование. Лишь после этого можно предлагать решение.


От чего зависит успех?

Если хочешь, чтобы твоя работа была выполнена успешно, следуй простым правилам:
. Не ограничивай собственных исследований, познавай все, что тебя окружает.
. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
. Не бойся совершать ошибки!
. Будь смел в принятии решений.
. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и желание добиться хороших результатов.

Для взрослых
Общие направления исследований

Чтобы систематизировать процесс исследований, воспользуйтесь классификацией. Ее можно дополнять или сокращать, но важно, чтобы была система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.

Итак, для дошкольников можно выделить следующие направления исследований: живая природа (растения, животные); человек (происхождение человека, человеческий организм, медицина, выдающиеся мыслители); общество (цивилизации, государства и страны, история, государственные деятели); культура (языки мира, искусство, образование); Земля (география, климат, строение Земли); Вселенная (галактики, Солнце, звезды, планеты, инопланетные цивилизации); наука (математика, физика, химия, астрономия); техника (транспорт, конструирование, архитектура); экономика (деньги, торговля, банки).

Самые глубокие и прочные знания - это знания, полученные самостоятельно, в результате исследовательского поиска. Чтобы личность маленького человека гармонично развивалась, важно научить ребенка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески. На достижение этих целей и направлены задания предлагаемых тетрадей.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением видов деятельности по физическому воспитанию № 52 «Белочка»

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста

на 2017-2018 учебный год

Я - исследователь

Руководитель: Турдагина Светлана Васильевна

г. Якутск 2017 год

Стр.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Организационный раздел

Литература

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

При составлении программы кружка «Я – исследователь» мы опирались на работу А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Таким образом, программа исследовательской деятельности старших дошкольников должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1. Подпрограмма - «тренинг» . Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма - «детская исследовательская практика» . Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма - «мониторинг» . Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Цель программы: Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
  3. Обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные связи)
  4. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  5. Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 5-7 лет не более 30 минут.

Перспективный план

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Подпрограмма

Октябрь

Вводное

Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

«Тренинг»

«Посмотрите на мир чужими глазами»

Учимся видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезу

«О чем рассказал попугай Ероше»

«Как чебурашка энциклопедию составлял»

Учимся давать определения понятиям

Ноябрь

«Поможем Лунтику выполнить задания»

Учимся классифицировать, наблюдать

Эксперименты с акварелью

Учимся проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы

Плавает или тонет

Эксперимент «Как вода исчезает»

Декабрь

Эксперименты с лучом света

Эксперименты с магнитом и металлами

Эксперименты с собственным отражением

Эксперимент на выяснение предпочтений окружающих

Январь

«Поможем Чебурашке написать письмо»

Учимся структурировать материал, доказывать и защищать свои проекты

Тренировочное занятие

Познакомить детей с методикой выполнения творческих исследовательских работ

Детская исследовательская

практика

Тренировочное занятие

Февраль

Творческий проект «Мыло»

Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

Март

Творческий проект «Растения»

Индивидуальные творческие проекты

Апрель

Май

Защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Обучать детей элементарным навыкам презентации собственных открытий, дать понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить.

Мониторинг

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • амостоятельность при поиске открытий;
  • роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • растойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».

Педагогическая диагностика и методики результативности программы:

  • выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
  • исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Предметно-развивающая среда и система работы по программе:

  1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  3. Обучающие познавательные занятия.
  4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
  • сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы для проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

Литература

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  8. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  9. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  11. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  12. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность «Путешествие воды»

Секция: Естествознание «неживая природа»

1. Введение.

Здравствуйте! Меня зовут Настя! Мне 7 лет! Я хожу в подготовительную группу детского сада № 42. Тема моей исследовательской работы «Путешествие воды».

Я вам расскажу, почему мне захотелось узнать, как путешествует вода в природе.

В один осенний день мы с мамой пошли гулять, и попали под дождь. Дождь был такой сильный, что капли по зонтику стучать (тук. Тук. Тук. Тук) как будто со мной разговаривают. Мама сказала, что капли воды и правда могут рассказать. Мне стало интересно о чем обычная вода может рассказать. Например, о своем кругосветном путешествии ответила мама. О настоящем кругосветном путешествии, разве вода путешествуют? спросила я у мамы. Да и это называется «Круговорот воды в природе». Я задумалась и решила узнать, как путешествует вода в природе?

Цель моего исследования: Узнать что такое круговорот воды в природе? И с помощью опытов доказать как он происходит.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Собрать и изучить с помощью родителей информацию о круговороте воды в природе, о значении воды;

2. Расширить и закрепить знания о свойствах воды с помощью опытов.

3. По итогам исследования, вместе с воспитателями создать картотеку опытов с водой для нашей группы, с подробным объяснением и фотографиями эксперимента.

4. Познакомить с проектом детей моей группы.

Я выдвинула гипотезу : Вода это единственное вещество, которое в природе переходит и одного состояния в другое. Роль круговорота воды в природе велика.

Актуальность исследования заключается в расширение кругозора ребёнка. Практическое применение знаний, умений, навыков ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.

Эта тема интересная, познавательная. Люди с давних времен задавались вопросом: почему идет дождь, снег, появляется туман?

И так после прогулки, дома мы достали энциклопедию и подробно рассмотрели, что такое круговорот воды в природе. И у нас получилась интересная история. Послушайте!

ПЕСНЯ

В речки капельки живут

По течению плывут

Жарко солнце припекает

В пар водичку превращает

Капли тучей синей стали

На траву дождем упали

Ручейком в траве журчат

В речку вновь попасть хотят

С ново солнышко встает

И опять к себе завет

Вновь они летят вперед

Вот такой круговорот

Еще мы с мамой узнали из Интернета, что Вода-очень важное на Земле вещество, она создала нашу планету. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что тело человека почти на 70% состоит из воды. На Земле нет вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, ее нужно беречь. Наследующий день я пошла в детский сад и рассказала о «путешествии воды» и о том, что узнала с родителями

Выслушав меня, воспитатель сказала, для того чтобы лучше понять круговорот воды в природе для начала нужно узнать все свойства воды. Мы решили провести опыты и сами доказать существование круговорота воды в природе.

В детском саду мы уже проводили эксперименты и я узнали, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, принимает любую форму в которую ее налить, а также вода растворяет разные вещества. (эти опыты имеются у нас в картотеки). Так же Вода в природе бывает в трёх состояниях: газообразное, жидкое и твердое. И об этих состояниях я вам расскажу.

1. Опыт «Что такое испарение?»

Если капельку воды

Хоть немного подогреть

Превратится капля в пар

И захочет улететь

Я взяла две тряпочки и тарелку с водой. Опустила тряпочки в воду, отжала. Одну тряпочку положили на горячую батарею, другую подальше от тепла. Через некоторое время сняла обе тряпочки. Одна тряпочка была сухой, другая влажной.

Сделала вывод: Капли быстрее улетают (испаряются,) там, где теплее и солнечнее.

  1. Опыт « Превращение пара в воду». Этот опыт я проводила дома вместе с папой потому, что этот опыт опасный. Пар очень горячий!

Я наблюдал за кипящим чайником и видел, как из носика выходит струйкой облачко - это капельки пара. Вода испаряется - превращается из видимого жидкого вещества в вещество-невидимку. Наблюдать за паром можно только с взрослыми и на расстоянии. Папа подержала тарелочку над чайником. На тарелочке появились капельки воды, когда капли стали большими и тяжёлыми они стали отрываться и падать вниз.

Если теплая погода

Капля в дождик обратиться

И захочет поскорее

Вновь на землю возвратиться

Вывод: Пар - это вода в газообразном состоянии. Когда капли становятся большими и тяжёлыми они не могут удержаться вверху и падают на землю. В виде дождя

Из следующего опыта мы узнали, как вода превращается в твердое состояние.

Опыт№3

После того как папа подержал тарелку над парам, мы поместили ее в холодильник. Через небольшое количество времени достали тарелочку и увидели как капельки превратились в льдинки.

Если холодно на небе,

И нарядною снежинкой

Капелька вся заискриться

Плавно, тихо приземлится

Вывод: При низкой температуре образуются не капельки воды, а кристаллики льда.

Опыт №4 Во, что превращается снег?

Я скатала комок снега - снежок. Занёсла снежок в детский сад и положил на тарелочку. Через некоторое время снежок превратился в воду. Вывод: снежок растаял от тепла, и опять стал водой.

Проделав эти опыты я сделала вывод : что капелька воды всё время перемещается по кругу. А путешествовать ей помогаете солнечное тепло и холод (мороз).