Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

История самовара. Русский самовар

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар — русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным.

Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году.

Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств — , кофейников и самоваров.

Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего, это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало. Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.

В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип — автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип — сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.

Конструкция самовара довольно сложна. Внутри расположена жаровня в виде трубы — «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»-хватки и паровички — это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «Кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т.д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери – малы, а коэффициент полезного действия — очень высок.

Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать наверх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар — не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор — смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять.

Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

XIX век — «золотой век» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ — начале XX века — самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д. Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir — кипеть) — небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.

Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него — древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.

При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.

Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

Для русского уклада жизни и повседневного быта самовар был не просто предметом для нагревания воды, он являлся своеобразным символом семейного очага, уюта, приятного дружеского общения. Наличие в доме самовара являлось свидетельством материального достатка. За кружечкой ароматного чая собирались родные и близкие, велись жаркие дискуссии, решались серьезные вопросы.

Сегодня в жизни современного человека самовар не является обязательным атрибутом, который должен находиться на столе, когда вся семья собирается вместе. Скорее, он представляет собой диковинку, которую довольно часто приобретают как элемент интерьера

Эту историю можно начать с вопроса: «Русский самовар, он действительно русский»? Удивительно, но даже в таком простом вопросе таится конфликт двух старых идеологий (западники и славянофилы).

И вообще, история самовара обросла целыми гроздьями «клюквы», и найти истину будет совсем непросто. А может быть и невозможно.

Я предлагаю вам пойти путем проверенным: исторические документы и, плюс, простая житейская логика.

Поскольку история давняя, то разобраться в ней «по-быстрому» не удастся – настраивайтесь на длинный текст. Однако, если вам действительно интересно, то время вы зря не потеряете. Будет, как минимум, полезно.

Легенды про русский самовар

Из всего многообразия мнений и «старых историй» я бы выделил шесть (как самые часто встречающиеся):

1. Самовар в Россию из Голландии привез Петр I и именно с первого императора началась история русского самовара.

Легенда красивая, но не выдерживает самой элементарной проверки на достоверность. Дело в том, что во времена Петра Россия уже была страной пишущей. Во всяком случае, была таможня, собирались налоги, велись записи. И первое письменное упоминание о самоваре (как объекте налогового права) мы можем найти в документах, которые составлены много лет спустя после смерти Петра (не говоря уже о времени путешествия императора в Голландию). Нет упоминаний о русском самоваре и в каких-либо других источниках (в том числе и иностранных).

2. Самовар завезен в Россию из Китая вместе с чаем.

Эта версия выглядит достаточно логичной, но… Чай в Россию начали импортировать в семнадцатом веке. Это один факт. Известен китайский хо-го, который внешне похож на самовар. Это второй факт.

Китайский хо-го

Но, хо-го предназначен не для того, чтобы «варить» чай. И вообще он не предназначен для того, чтобы варить. Хо-го – это чаша (ёмкость) с устроенной под ней жаровней (топкой), которая применялась для того, чтобы поддерживать температуру пищи (т.е. не давать остывать). И только. Хо-то служил не для приготовления, а для подачи горячих блюд.

А кроме того, китайцы уже много веков пользуются чайниками и специальными чайными чашками, и их чайная культура не предполагает использования хо-го для приготовления каких-либо блюд, а тем более такого благородного напитка.

Кроме того, аналогичные «подогревательные» приборы истории известны достаточно давно. Были они, например, у Древних римлян. Автепса (это название римского «подогревателя») представляла собой куб с двойными стенками. Между стенками наливали воду, а в центе разводили огонь. Таким образом подогревали воду, которую добавляли в вино. Над огнем ставили треножник, на котором подогревали пищу.

Были такие «подогреватели» и в Древней Персии. Остатки медного «подогревателя» были найдены при раскопках древнего города Бельджамен в Поволжье. Предполагают, что этот прибор был булгарского (ещё домонгольского) производства.

3. Самовар пришел в Россию из Англии и является аналогом английской «чайной урны».

Действительно, для кипячения воды в Англии применяли «чайные сосуды» или «чайные урны». Однако, эти сосуды были популярны в 1740 — 1770 годах. А к этому времени русский самовар был уже известен не только в России, но и в Европе.

Они бросали в сосуд с водой горячий камень и вода закипала. А поскольку вода закипала, то это и есть самовар. Логика просто невероятная. Из неё следует, что и самолет придумали кроманьонцы. Они пытались достать горячий камень из кипящей воды, а поскольку камень был горячий – они бросали его в сторону. Камень летел… Так появился самолёт!

5. Самовар – это эволюция сбитенника.

Сбитенник – это специальный сосуд (прибор, если хотите) для приготовления сбитня. Сбитень известен на Руси более 1 000 лет. До того, как появился чай, русские люди пили сбитень постоянно и регулярно. Во всяком случае утром – обязательно. Напиток этот вкусен и полезен (много полезнее чая).

Однако, вернемся к самовару. Да, версия очень сильная – сбитенник почти похож на самовар: ёмкость с внутренней трубкой для закладки угля, есть устройства для «подачи» напитка (носик, как у чайника). И готовили (варили) сбитень в сбитеннике.

Всё бы было очень логично и достоверно, если бы не существовало версии № 6.

6. Самовар уральский.

Туляки считают себя родоначальниками самоваростроения в России. В 1996 году Тула отметила 250-летие с начала промышленного производства самоваров в городе оружейников. В 1746 году была сделана запись в опись имущества Онежского монастыря. Эта запись гласит, что в монастыре был самовар тульского производства.

Однако (и пусть не обижаются жители Тулы), есть достоверные данные о том, что первые самовары были произведены на Урале на заводах Суксунском (завод принадлежал Демидову), Троицком (завод Турчаниновых) и Иргинском (владельцы братья Осокины).

Очень часто, вспоминая историю своего отечества, мы говорим о безвестных героях и безвестных умельцах. Но, не бывает «безвестных», а есть просто имена забытые.

Давайте попробуем разобраться в событиях лет давно минувших.

И начну я не с начала, а с (если так можно сказать) середины.

В Государственном архиве Свердловской области хранится очень любопытный документ из таможенной службы. Датирован он 7 февраля 1740 года. Согласно документу на таможню Екатеринбурга с реки Чусовой были доставлены товары: мёд в шести кадушках, орехи в шести кулях и «самовар медный луженый, весом 16 фунтов, собственной заводской работы, с прибором». Пострадавшими в этом деле были купцы Иргинского завода.

Примечательно то, что таможенники не удивились чуду чудному, которое было обнаружено на пристани. А записали уверенно: «Самовар». Из чего следует, что видели они самовар уже не в первый раз. И стоимость его определили – 4 рубля 80 копеек.

А началась эта история в 1727 году, когда братья Осокины получили место под медеплавильный завод на реке Иргинке. На заводе чеканили медные деньги (для казны), а когда потребность в деньгах отпала, начали делать медную посуду. Нужно сказать, что дело это было прибыльное и братья богатели. Выпускали посуду литейную и точеную.

А вскоре случилась беда – на частные заводы приехали казенные (государственные) шихтмейстеры, которые заменили приказчиков и начали учить мастеровой люд уму да разуму. Сегодня бы сказали об усилении роли государства в регулировании экономики. Производство посуды прекратили (по требованию казенного человека) и начали сдавать медные слитки в казну «по твердой цене». В результате завод очень быстро подошел к банкротству.

Владелец завода обратился в казну с просьбой спасти завод и получил соизволение произвести медную посуду. Но, один раз. И продать куда хочется.

Примерно в это время началось башкирское восстание, которое породило «вольницу» — добровольцы с заводов уходили в отряды для усмирения восставших. И если на других заводах мастеровой люд держался за рабочие места, то с завода-банкрота народ просто повалил на войну. Через несколько месяцев «воины» вдоволь навоевались и начали возвращаться домой.

История не сохранила имени того мастера-воина, который вернулся на завод с войны с идеей создать походный котел, у которого можно было бы согреться холодной ночью без костра, быстро приготовить горячую пищу, а потом спрятать этот котел в дорожный мешок.

Вернулись мастера на завод, а завод-то на грани разорения. Есть соизволение из Екатеринбурга сделать посуду и продать её, но только один раз. А кому продать? Старые связи разорваны, надежных покупателей нет. Что делать? И тогда заводчик нашел надежного покупателя – частные и казенные винокурни, которым требовались дорогостоящие кубы, казаны и трубы-самовары.

Самовар-кухня

Нужно сказать, что первые самовары сильно отличались и по своему внешнему виду, и по устройству от самоваров современных. Были самовары, разделенные на отсеки в которых одновременно можно было готовить и первое, и второе, и третье блюдо. Были и самовары на одно блюдо. Небольшие, на 3-8 литров и 15 литровые, которые в народе называли «солдатскими» и «цыганскими». Именно в то время появились знаменитые самовары-кухни и нагревательные чайники.

Золотой век русского самовара

Расцвет русского самовара – это конец восемнадцатого века, и век девятнадцатый. До этого времени и чай был дорог, да и самовар мог себе позволит только очень состоятельный человек. Помните, во сколько оценили свой самовар купцы на таможне? 4 рубля 80 копеек. Хорошая изба стоила 10 рублей, а за 20 рублей можно было купить дом. Корова стоила от 2,50 рублей.

Со временем самовары начали производить серийно, что снизило стоимость самоваров, да и чай стал более доступным.

Самовары охотно покупали люди состоятельные, появились самовары в трактирах, а ещё были популярны «самовары общественные».

Перед Отечественной войной 1812 года основным поставщиком самоваров был Пётр Силин, который владел заводом в Московской губернии. Он производил до 3 000 самоваров в год.

А вот после войны ситуация изменилась и основное самоварное производство переместилось в Тулу. В городе оружейников работало 28 самоварных фабрик, которые выпускали уже 120 000 самоваров и аксессуаров к ним.


Появились самовары самых разных фасонов: «ампир», «кратер», самовар-банка, самовар-дуля, самовар-рюмка и т.д. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на продукцию конкурентов, самовар. Запускались в производство самовары-кухни, самовары-кофейники, дорожные, керосиновые (которые были очень популярны на Кавказе). Но все эти новинки просто сошли на нет к концу 19 века. С началом века двадцатого из самоваров пили только чай. И к началу Первой мировой войны Тула производила более 660 000 самоваров в год.

Душа русского самовара

При таких объемах производства самовар прочно вошел в каждый дом. И не просто вошел – самовар стал характерной чертой национального быта.

Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал:

Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно.

Так было – самовар стал частью культуры народа. Про него писали Пушкин и Гоголь, Блок и Горький.

А как его писали (и пишут) художники. В этот пост я включил несколько картин, в которых главный герой – самовар. Если у вас есть желание, то вы можете увидеть более объемные подборки картин, посвященных самовару:

  • На вышитой скатерке самовар стоит. Художник Евгений Муковнин
  • Натюрморты. Чай из самовара
  • Русское чудо самовар фото

Романтика и поэзия стола украшенного самоваром, и летняя ночь, и цветущий хмель, и медовые запахи… И сердце замирает от уютного матерчатого абажура, кружевной скатерти, букета сирени, и песни самовара.

А русский самовар просто обязан быть певучим. Сначала он тонко и нежно поёт, потом шумит, как зимняя вьюга, а затем – бурлит, как весенний ручей. И это не случайно – настоящий самовар изготавливали так (форма корпуса), чтобы он обязательно пел.

А какой в самоваре чай? Это вам не электрический кипятильник. Самовар – это настоящий химический реактор, который эффективно снижает жесткость воды. В настоящем самоваре вода нагревается не так, как в чайнике (снизу вверх. Теплая вода поднимается вверх вместе с солями, минералами и т.п.). А в самоваре вода нагревается вся сразу и нерастворимые карбонаты оседают на дно (поэтому у самовара краник всегда выше дна) и, в меньшей мере, на трубе. Отсюда и такой невероятный вкус чая. Помните?

муниципальное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя школа»

Николаевского района Волгоградской области

Проект

«Откуда к нам пришел самовар»

Составила: Тупикова Т.В., учитель начальных классов

первой категории

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель: Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи:

2. Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.

3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций.

3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.

Гипотеза: Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.

Актуальность:

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение,вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта:

Проект « Самовар» является информационно- творческим.

Срок реализации проекта:

Проект является краткосрочным – рассчитан на 3 месяца.

Участники проекта:

Учащиеся 4 класса, родители, учитель.

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

Цель:

Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.

Методы и приёмы:

1.Опрос учащихся на тему: Что вы знаете о самоваре?

2. Создание творческих групп по подготовке материала для проекта.

3.Разработка идей и выбор лучшего решения по созданию проекта.

2 этап

Основной

Цель:

1.Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре и особенностями его строения.

2. Расширить представления детей о традициях русского чаепития через картины известных русских художников.

План

1.История возникновения самовара на Руси

2.Формы самовара и его устройство.

3. Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

История возникновения самовара на Руси.

Самовар, самоварец, самоварчик"... - читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Когда-то на Руси ни один праздник, ни одно чаепитие не обходилось без пышущего жаром самовара. Он украшал быт и бедняков, и богачей, стоял в трактирах, его брали в дорогу. Самовар, такой же славный, как матушка-Русь, имеет интересную историю.

Точно неизвестно, когда именно в России появился самовар и кто его изготовил. Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами, а со временем на их основе стали изготавливать специальное устройство для приготовления традиционного русского напитка из меда с пряностями и специями – «сбитенник».

Самовар сбитенник

Эти приборы представляли собой некое подобие чайника, но с внутренней трубой и поддувалом . Именно «сбитенник» в итоге и стал прототипом русского самовара. Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар.

Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость .

Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле. Здесь же из года в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем . Подражателей Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других.

Производство самовара – довольно трудоемкий процесс, в котором принимали участие рабочие многих специальностей: наводильщики, лудильщики, токари, слесари, сборщики, чистильщики. Мастера, которые обычно жили в деревнях, дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Известны случаи, когда целые деревни и села занимались производством самоварных частей .

В конце XIX – начале XX в. появляется керосиновый самовар с резервуаром для топлива, тогда как его предшественники работали на древесном угле. Керосиновый самовар выпускала фабрика Тейле, расположенная в Туле. Особенно популярен был такой самовар на Кавказе, где этот вид топлива был дешевле.
В 1908 г. появился самовар «Паричко» со съемным кувшином. Он не мог испортиться, если при топке в него забывали налить воду, жидкость в нем дольше оставалась горячей. Для такого самовара подходили спирт, уголь и другие виды топлива. Производила эти устройства фабрика братьев Шахдат и К°. Свое название самовар получил от имени изобретателя – инженера А. Ю.Паричко.

Довоенный период, а именно-1913 год, соответствует наибольшему расцвету самоварного производства. По данным промышленной переписи 1912-13 года, число самоварных фабрик в Туле достигло 50, с ежегодным выпуском в 660000 штук самоваров. И если бы война не прервала хода развития промышленности, то самоварное производство продолжало бы, вероятно, развиваться, так как в конце 1913 г. и начале 1914 г. возникло еще несколько новых фабрик.

Война 1914-17 г. положила конец развитию самоварного дела, переведя производство самоварных фабрик, в силу военных требований, на изготовление предметов военного назначения.

Как шло производство на самоварных фабриках довоенного времени? Тогда 2/3 работы по производству самоваров делалось кустарями, которые не только обрабатывали самоварный полуфабрикат, но делали для мелких фабрик и готовые самовары, разделяя труд между собою, т. е., если одна группа кустарей обрабатывала полуфабрикат, то другая собирала из него готовые .

Таким образом, в довоенный период, самоварное производство в основном покоилось на кустаре - квартирнике, который эксплуатировался самым широким образом

. В 1956 г. появляются электрические самовары . Их выпускает тульский завод «Штамп». Затем здесь же выпускают самовары, работающие по комбинированному принципу: жаровые и электрические одновременно .

Самовар, ставший символом России, все реже встречается в наших домах и того реже используется. А ведь он собирал вместе за огромным столом наших бабушек и дедушек, мам и пап. Стоявший во главе стола, самовар дарил тепло, в нем томился горячий чай. Не в этом ли уют настоящего дома? Может, когда-либо забыв современные чайники, мы вернемся к самоварам и, как и наши предки, будем коротать зимние и летние вечера вокруг стола за старым добрым самоваром. Время покажет…

Форма самоваров и его устройство.

Видов самоваров насчитывалось огромное количество, каких только форм и размеров их ни выпускали. Однако только фабрика Баташева, продукция которой считалась самой качественной и красивой, изготовляла 54 формы самоваров. Конечно, далеко не все они получили признание.

Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка . Их конструкция отличалась лаконичностью и изяществом,и к тому же, процесс их производства был предельно прост. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя. Их внешний вид, несмотря на различную внешнюю отделку, был неизменен на протяжении нескольких десятилетий. Чаще всего их покрывали никелем, а более дорогие варианты расписывались вручную (керамические самовары) и золотились.

Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. В начале двадцатого века появились новые самовары "Паричко", медные с боковой трубой, со съемным кувшином, самовары на керосине с емкостью для топлива..

Самыми востребованными видами самоваров были :

    Самовар-банка,

    Самовар-рюмка,

    Самовар-ваза,

    Самовар-желудь,

    Самовар-дуля,

    Самовар-репка,

    Самовар-яйцо,

    Самовар-пламя,

    Самовар-кувшин и т. д.

Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров :

    Самовары-кофейники,

    Самовары-кухни,

    Статические самовары,

    Дорожные самовары т.д.

В девятнадцатом веке самовар обзавелся модными чайными аксессуарами, такими как бульотка ( небольшая емкость на подставке со спиртовкой для поддержания воды в горячем состоянии).

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из следующих частей:

    Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.

    Кувшин - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.

    Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.

    Шейка - низ самовара.

    Поддон - основание самовара.

    Ручки.

    Репеёк - фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.

    Ветка - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.

    Донышко.

    Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.

    Подшишки - гвозди для прикрепления деревянных шишек.

    Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.

    Заглушка - колпачок чтобы закрывать кувшин.

    Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.

Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.


Самовар с топочной трубой

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки .

Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает легкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живет в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой .
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает. Круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай» песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...

По мнению специалистов в области истории и искусствоведения создание древней русской традиции чаепития можно изучить по картинам известных русских художников . Например, в сюжетах картинах художника Кустодиева Б.М. традиция русского чаепития за самоваром встречается очень часто. В основном картины этого художника изображают провинциальную купеческую жизнь жителей России в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Для того, чтобы получить представления о том, как пили чай в купеческих и дворянских семьях, достаточно изучить картины знаменитого художника, такие как «Купчиха за чаем», написанную в 1918 году, «Московский трактир», которая написана в 1916 году, «На террасе» 1926 года написания. Эти картины безупречно отражают национальные традиции чаепития того времени, использующие самовары.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах русского народа.

3 этап

Заключительный

Цель:

Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.

Результат проекта:

1 Презентация проекта для учащихся начальной школы.

2. Выпуск буклета на тему «От сбитенника к самовару»

3. Оформление стенда с работами учащихся.

4. Подведение результатов социологического опроса среди учащихся Комсомольской средней школы на тему: «Жив ли в вашем доме самовар?

Вывод:

Проект «Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Некоторые из них:

Бударникова Виолетта (самовар из пластилина) Урузгалиева София(самовар из гороха)



Бударникова Виолетта (поделка) Ворона Александр(рисунок краска

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

Задумывались ли вы когда-нибудь, с каких пор люди стали кипятить воду? Есть упоминания, что древние римляне делали это особым способом. В сосуд с водой нужно было кинуть большой раскаленный камень. В итоге получали кипяток. Что-то подобное самовару применяли китайцы, но для приготовления просто горячей воды. А вот в России самовар появился только в 18 веке.

История

Почему-то среди людей ходят слухи, что идею устройства самовара из Голландии привез Петр I. На самом деле они появились уже после смерти императора. Если же судить по достоверным источникам, то начало изготовления изделия датировано 1778 годом. Первый медный самовар был изготовлен в Заречье Тульской области братьями Лисицыными. Изобретение понравилось людям и стало хорошо раскупаться. Со временем это позволило братьям расширить производство. Они набрали еще работников и создали фабрику по производству самоваров.

Потребности в товаре росли, прибыльность производства заметили другие мастера и стали открывать свои мастерские в Туле. Теперь уже покупателям предоставлялся выбор материала, из которого изготовлялось изделие. Это мог быть мельхиор, медь, топка или латунь. Для богатых клиентов мастера покрывали емкость серебром или золотом. Изощрялись они, изменяя форму товара, покрывая его чеканными узорами.

Устройство и принцип действия

Самовар - это емкость для нагревания и кипячения воды. Внутри изделия вставлена труба, доходящая до верха самовара. Она служила для загрузки топлива. Емкость и труба были изолированы друг от друга. Сверху она закрывалась конфоркой. Сбоку сосуда был вмонтирован краник, а по бокам ручки. В емкость наливали воду. Трубу наполняли топливом в виде щепок, веточек или шишек и поджигали. При этом она нагревалась и отдавала тепло воде, которая быстро закипала. Остывала она не сразу, так как топливо сохраняло температуру на некоторое время. Благодаря кранику кипяток без проблем наливался в чайничек для заварки, который затем размещали на конфорке. Сохранение определенного расстояния от краника до дна не позволяло взвесям из кипятка попадать в чайничек. Если топливо отсыревало, нужно было раздуть огонь. По старому дедовскому способу для этого использовали кирзовый сапог, служивший мехами.

Самовар в подарок

Современные самовары ассоциируются с благополучием, теплотой домашнего очага. Их покупают для собственного пользования, дарят молодоженам или именинникам. Красота изделий и их разнообразие впечатляют. Фарфоровые изделия под хохлому или гжель станут украшением любого стола. Для более требовательных клиентов предлагаются сувенирные или эксклюзивные экземпляры.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.
Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.
Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.
Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».


Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.
Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.
Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.
Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.
При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.


Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.
Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».


Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.
На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.


Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.
Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.
Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».
Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай»), песни, стихотворения.
Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»


История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.
Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...