Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Легенды о вине и винограде. Легенды и мифы о вине

О, наш дорогой друг, это долгая и запутанная история. Если собрать воедино все древние мифы, манускрипты, летописи, забраться во все древние саркофаги и раскопать кучу древних городов, то создастся впечатление, что вино существовало вечно. Что оно было на Земле еще до появления тут же человека.

Ладно, может, не так и давно, но вот в 8000-4000 гг до н.э. вино существовало точно. Вы только представьте себе, как давно!

Понятное дело, никто не знает, кто точно изобрел вино. И, скорее всего, изобрели его случайно, забыв в кувшине виноградный сок , который, разумеется, добродил себе и превратился в вино .

Есть, конечно, немало интересных легенд, повествующих об истории появления вина.

Греки, например, считают, что первую виноградную лозу обнаружил простой пастух Эстафилос, пасший овец. Одна из его «подопечных» сбежала, Эстафилос отправился на ее поиски и обнаружил беглянку, мирно жующую неведомое ему доселе растение. Как мы все понимаем, это была виноградная лоза. Пастух собрал плоды с нее и отнес своему хозяину. Тот сделал из них сок, который становился только лучше со временем.

Римляне более набожны в этом вопросе и считают, что первую в мире лозу посадил Сатурн. Что ж, эти ребята частенько противоречат грекам.


Впрочем, как и персы. Хотя, последние больше особняком держатся. Но у них тоже есть своя легенда происхождения винограда и вина. Их царь, Джамшид, увидел однажды, как огромная змея пытается проглотить большую птицу. Он приказал своим лучникам поразить змею стрелой. Освобожденная птица тут же подлетела к царю и в благодарность преподнесла ему три зернышка. Несложно догадаться, что то был виноград. И царь Джамшид очень полюбил его сок. Правда, однажды ему принесли прокисший напиток, что разозлило правителя. Странно, но сок этот не вылили, а просто убрали подальше в погреба, пока одна из рабынь, страдающая жуткими головными болями, не открыла его, чтобы напиться и умереть (так нестерпима была ее боль). Но вместо смерти ее ждал крепкий сон на несколько дней, от которого она очнулась совершенно здоровой. Царь Джамшид сменил гнев на милость к прокисшему соку. Более того, его провозгласили «чудодейственным» и с тех пор частенько попивали. Но вернемся к грекам. Что они нам рассказывают об истории происхождения вина? Она, кстати, не лишена мифологичности. Во всем у них, как всегда, «виноваты» боги. А именно — Дионисий, спустившийся однажды с Олимпа посмотреть, как там на земле живут. Утомившись, он прилег отдохнуть в тень куста, а добрые пастухи, находящиеся рядом, напоили Дионисия молоком, накормили сыром. И благодарный Бог выдавил в кувшин сок из винограда , поставил его под тот же куст бродить, а после угостил чудесным напитком людей.


Вино нередко упоминается и в древней поэзии, мифологии. В Библии также нередко говорится о вине. Интересно, но нашлись люди, которые задались вопросом: а сколько раз в Библии упоминается вино? И, не поверите, они подсчитали! 521 раз! И по сей день оно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния.

Конечно, есть не только мифы и легенды про возникновение виноделия и появление вина , но это уже совсем другая история.

К счастью, нам сейчас не приходится ждать, когда к нам с Олимпа спустится Дионисий и выжмет собственноручно виноградный сок для вина. Все гораздо проще: можно купить вино в интернет-магазине «WineStreet».

Фото: Federico Rostagno/Rusmediabank.ru

Виноград - одно из самых древних растений, которые стал использовать человек.

Еще в каменном веке люди старались селиться там, где произрастали эти ягоды. На Ближнем Востоке начали культивировать еще 9 тыс. лет назад, а семена его, обнаруженные при раскопках, относятся к бронзовому веку.

От богов до людей

Слова «виноград», «вино», «лоза» существовали в санскрите, древнеегипетском, древнеперсидском, греческом и латыни. Первым в истории виноградарем Библия называет Ноя. В Книге Бытия написано, что когда Ной со своим ковчегом пристал к горе Арарат, то, выйдя наружу, он прежде всего посадил виноград. Получается, что впервые его стали выращивать в Армении. Интересно, что именно в армянских церквях в день Успения Богородицы по православному календарю совершается обряд Благословения винограда. В этот день прихожане приносят в храм первые плоды урожая в знак благодарности Творцу за земные блага, которые он даровал людям. Существует и традиция на Успение угощать друг друга виноградом.

Нашла виноградная лоза и отображение в Новом Завете: Иисус образно сравнивает себя с сыном виноградаря и с виноградной лозой.

Очевидно, что ветхо- и новозаветные мифы легли на более древний языческий пласт. Согласно распространенному преданию, бог Вакх научил культуре виноградарства жителей Индии, и только затем греков. С этой ягодой связана также одна из версий гибели знаменитого Икара. Однажды Икар побывал в гостях у Вакха, гласит легенда. Тот научил его выращивать виноград и готовить вино, что и привело последнего к трагической гибели: работники, никогда не знавшие опьянения, сочли себя отравленными и решили зарезать своего хозяина…

Существует также миф о том, что античный бог Бахус, будучи совсем юным, отправился в Наксос. По дороге он увидел красивое растение, только что появившиеся из земли. Он захватил его с собой, постоянно беспокоясь, как бы лучи солнца не сожгли росток. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юный бог осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. На следующем привале Бахус обнаружил, что растение выросло из птичьей косточки, поэтому он подобрал львиную кость, куда и пересадил косточку с побегом. Но рост виноградной лозы не прекращался, и вскоре богу пришлось использовать большую кость осла. К тому времени, когда он достиг Наксоса, корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Бахус так и посадил растение вместе с костями. Кустик быстро разросся. На нем появились грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое и стал угощать им людей. Когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов… Вот почему нельзя пить столько, чтобы повесить голову, гласит притча.

Но существуют и иные мифы, объясняющие возникновение вина вполне «земными» причинами. Так, персы сложили легенду о том, что некогда человек по имени Джамшуд приготовил много виноградного сока и разлил его по кувшинам. На следующий день сок забродил и превратился в молодое вино. Сделав глоток, виноградарь решил, что он заболел, и написал на кувшинах слово «яд». Но одна из его жен, тогда впавшая в немилость, захотела расстаться с жизнью и стала пить из сосуда с надписью «яд». Однако после нескольких глотков она почувствовала блаженство и радость. Женщина раскраснелась, стала веселой, успокоилась и опять понравилась мужу. Она скрывала тайну своей привлекательности, пока Джамшуд не обнаружил, что все сосуды пусты… Тут жене пришлось открыть мужу свой секрет. Он заинтересовался таким действием ягод. Сделал еще такого «яду», попробовал его сам - и стал радостен и доволен…

Молдаване, оказывая сопротивление турецким янычарам, сложили целый цикл легенд о винограде. Согласно одной из них, в осажденную крепость, оставшуюся без продовольствия и воды, прилетела стая . Каждая птица несла в клюве грозди винограда, которые они стали бросать защитникам крепости. Согласно другой легенде, виноградная лоза - дар бога Солнца красавице Ляну, которая, оставшись в крепости с горсткой смельчаков, просила бога дать им силы противостоять туркам. Ей приходилось поливать лозу своими слезами, но выросший виноград помог ее жениху обрести немыслимую силу, как и его товарищам по отряду. С помощью божественной ягоды они прогнали захватчиков со своей земли.

Ягода долголетия

О лечебных свойствах винограда писал в своих трактатах еще Авиценна. Он утверждал, что виноград в натуральном виде питательнее, чем виноградный сок. великий медик прописывал для лечения почек и мочевого пузыря. С помощью сока он дробил камни, лечил некоторые виды бородавок, лишаи и кровоподтеки, золу от сожженной виноградной лозы использовал в качестве противоядия от укуса гадюки.

В виноградных ягодах содержится от 18 до 27% сахаров, большая часть которых – глюкоза. А глюкоза очень легко и быстро усваивается организмом человека. Поэтому виноград рекомендуется как здоровым, так и больным. Кроме глюкозы, плоды винограда содержат множество полезных веществ: пектин, витамины В1, В2, С1, микроэлементы, дубильные и красящие вещества, 1% кислот… А самое главное - черный и красный виноград содержат большое количество ресвератрола. Последний является самым мощным природным антиоксидантом, который в десятки раз сильнее витамина Е и способен производить антираковое воздействие на организм. и растительные пигменты антоциан и проантоцианидин, тоже имеющиеся в винограде.

В больших количествах в винограде содержатся важные для человеческого организма элементы: магний, калий, цинк, медь, железо, марганец, кальций. Чрезвычайно богат он витаминами, аминокислотами, различными ферментами. Если есть его регулярно, то вполне можно достичь благородного возраста кавказских долгожителей, которым и в 120 лет удается сохранять силу мышц и ясность ума.

Мы вряд ли сможем точно ответить на вопрос когда и как возникло виноделие. Если собрать воедино все результаты раскопок, прочитать все древние мифы, летописи и манускрипты, то создастся впечатление, что вино существовало всегда, ну или появилось на свет вместе с человеком. Даже согласно книге «Бытия», после потопа Ной первым делом посадил виноградник - настолько вино славилось людьми.

Что же нам о древнем виноделии известно абсолютно точно? Древнейший известный ферментированный напиток, рисовое вино, готовили в Китае еще 9000 лет назад. На территории Ирана находили кувшины с остатками виноградного вина, изготовленного в 5400-5000 годах до нашей эры. В пещерах Армении была обнаружена древнейшая из известных виноделен, датированная 4100-4000 гг. до н. э., а на территории Греции - прессы для винограда относящиеся к 5000 годам до н. э.

Пожалуй, это все, что мы можем с уверенностью сказать о виноделии в древних городах и странах. Если рассуждать и строить догадки о том, что же было раньше, то придется обратиться к мифам и легендам. А вот их до нас дошло великое множество из разных уголков света! В Греции за вино отвечал бог Дионис (или Вакх), в Риме - Бахус, в Египте - Шаи. А об их славных похождениях было сложено немало историй.

Сегодня мы попробуем охватить хотя бы некоторые из них и расскажем о самых интересных винных мифах и легендах.

Фракия

По мнению ученых, Болгария - это одна из первых винодельческих стран в мире. Только вот название у нее раньше было другое и проживал там славный народ - фракийцы. Был у них и свой винный герой - мифический всадник, большой весельчак, великий винодел и воин, приносящий веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Считается даже, что по своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский.

Фракийская легенда о происхождении вина - весьма прозаична и даже похожа на правду. Жил в стародавние времена в одном из городов бездомный козел. Весь год бродил он грустно и одиноко, но каждую осень вдруг становился весел и бодр, радостно прыгал рядом с прохожими, а глаза его блестели счастьем. Но через некоторое время его снова одолевало уныние.

Решили жители выяснить, в чем причина радости козла, и проследили за ним в один из осенних дней. Козел привел их на пустой виноградник, где он поедал оставшиеся после сбора раздавленные виноградные грозди, которые уже успели забродить. Попробовали люди забродивший сок и начали делать вино, прославляя козла-первооткрывателя.

Древняя Греция

Сын Зевса Дионис охотился и увидел сатира Ампелоса, игравшего на свирели. Восхищенный его красотой и умением, Дионис завел с ним беседу, а после стал ему верным другом и соратником. К несчастью, как-то раз Ампелос разбился, упав со скалы. Прибежал Дионис к своему отцу - Зевсу, умоляя воскресить друга. Тогда Зевс подумал и обратил погибшего сатира в прекрасную лозу, которая приносила сочные ягоды и давала людям вино.

С тех пор Дионис стал путешествовать и учить людей выращивать виноград и делать вино. Кстати, от имени Ампелоса происходит и греческое название винограда - ampelos, а также наука о сортах винограда -ампелография.

Но это все лишь один короткий эпизод из жизни Диониса. Если обратиться к мифам Древней Греции, то мы найдем немало упоминаний этого бога виноделия. Даже героические эпосы Гомера «Илиада» и «Одиссея» невозможно представить без вина.

Древний Рим

Конечно, далеко не все легенды описывали происхождение вина. Были и другие темы, а некоторые и вовсе напоминали поучительные сказки.

В стародавние времена римский бог виноделия по имени Бахус увидел интересное растение. Путь ему предстоял долгий, а солнце пекло нещадно. Чтобы защитить росток от зноя, Бахус спрятал его в полость орлиной кости. Только вот лоза начала быстро расти. Бахус пришлось взять львиную кость, чтобы спрятать подросшее растение. Прошло еще какое-то время и на смену пришла кость большого осла.

Принеся лозу домой, Бахус дождался урожая и сделал первое вино. Конечно, он сразу дал его людям. Оказалось, виноград запомнил свое путешествие. Попробовали люди вино и почувствовали легкость, которую чувствует орел в небесах. Те, кто выпили больше, ощутили небывалую львиную смелость. А вот те, кто не смогли остановиться, превратились в глупых ослов. Мораль тут проста и понятна, а главное - актуальна во все времена: употребляя вино, нужно знать меру.

Персия

Персидская легенда о вине значительно отличается от предыдущей. И если вторая ее часть напоминает правду, то первую точно нужно отнести к разряду мифов.

Однажды персидский царь Джамшид наблюдал за тем, как тренируются его верные лучники. Вдруг он увидел как змея набросилась на большую птицу. Пожалел ее царь и тотчас отдал приказ лучникам убить змею. Благодарная за свое спасение птица подлетела к Джамшиду и выронила из клюва несколько зернышек. Зернышки проросли и превратились в прекрасные виноградные лозы, которые давали щедрый урожай.

Царь полюбил сок этих волшебных ягод. Но как-то раз слуга подал ему немного скисший сок. Рассерженный царь велел унести напиток, а слуги по неосторожности забыли, куда убрали кувшин. Через несколько месяцев на него наткнулась прекрасная рабыня, которая от сильнейших головных болей хотела умереть. Приняв скисший сок за яд, она осушила кувшин и проспала несколько дней. А вот проснувшись ощутила себя бодрой и здоровой! Тогда забродивший виноградный сок признали лекарством, и люди стали пить вино.

Древний Египет

В Египте виноделы долго не могли решить: кому им следует поклоняться - богам земли и плодородия, давшим им виноград, или богу воды, питающему лозу? Да и сами боги не могли договориться, кому из них должны поклоняться люди. Решили проблему очень просто: создавали новое божество. Так и возник Шаи - маленький бог виноградной лозы.

По легендам Шаи имел спокойный нрав и не устраивал буйных празднеств, как Дионис. Помимо вина он считался божеством довольства, изобилия, богатства, его даже приглашали на суд Осириса! Ведь Шаи лучше всех разбирался в человеческой жизни и точно определял срок, отпущенный каждому человеку.

Моравия

Эта легенда пришла из исторического региона Чешской республики. Согласно преданию в древние и суровые времена жил правитель Хотеш, злой и своенравный. Этот тиран казнил каждого, кто был ему не по душе, и славился своими жестокими приказами. Не выдержал этого народ Моравии! После кровавого восстания Хотеша подвергли адским мукам.

Шли годы, однажды мимо замка свергнутого когда-то правителя проходил очень богатый купец и увидел красивую статую с поднятой рукой. Посмотрел купец на статую, и так она его впечатляла, что вложил он в ее руку слиток настоящего золота и пошел своей дорогой.

Вечером держал он свой путь обратно. Поравнявшись со статуей, бросил взгляд и увидел, что вместо золота рука держала гроздь прекрасных ягод. Поразил его вкус сочных плодов и рассказал он всем свою удивительную историю. Из толпы вышел старик и молвил, что языческие боги приняли дар в виде золота и простили Хотеша. Из косточек винограда вырастили лозы и научились делать вино. Вот так заслужил прощение народа жестокий правитель.

Конечно, можно бесконечно долго рассказывать о мифах, пришедших к нам из Китая или, например, от коренных жителей американского континента. Только вот вина там изначально все-таки были не виноградные, поэтому оставим их для совсем другой истории, равно как и славянские рассказы об алкоголе.

Зато, обсуждая мифологических винных персонажей, не можем не упомянуть не такого древнего, но весьма интересного - клуракана. Придумали его (а может и не придумали, а видели на самом деле) ирландцы. Клураканы - это старички в красных курточках, охраняющие вино в погребах. Эдакая смесь нашего домового и европейского гнома.

Эти существа весьма полезны: например, они отпугивают слуг, если те вздумают попробовать вино своих хозяев. Самих хозяев они не меняют и привязаны к родному дому. Если грядет переезд, прячутся в винной бочке и снова продолжают свою работу на новом месте. Кстати, если встретить клуракана и выпить с нем пору бокалов хорошего вина, он обязательно покажет вам дорогу к кладу.

Мифы и легенды.

Болгария.

По мнению ученых, Болгария (Фракия) - это одна из первых винодельческих стран в мире, в которой вино начали производить уже более 4000 лет назад и к тому же, на ее территории открыто древнейшее в истории человечества обработанное золото.

Фракийцы вошли в историю как храбрый, смелый, дружный и веселый народ. Именно во Фракии родился культ бога виноградной лозы и веселья.

Во Фракии существовал культ героя, мифического всадника, большого весельчака, великого винодела и воина, приносящего веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Его образ был настолько популярен, что какое-то время фракийцы чеканили его на своих золотых монетах.

Рассказывают, что однажды, в ХIХ веке на свадьбу молодому виноделу Деяну подарили старинную фракийскую монету с изображением всадника .

Гость сказал, что эта монета веками хранилась в их семье и что она приносит удачу и радость. В то время Болгария находилась под гнетом турецкого ига. Турки уничтожали виноградники и запрещали производить вино. Но всякий раз, когда турецкие солдаты приходили вырубать виноградники, хозяйство Деяна счастливым образом избегало этой напасти.

Деян был уверен, что это заслуга чудесной монеты и даже сделал её гербом своего хозяйства, поместив изображение монеты с всадником на вина "Злата България".

До сих пор потомки Деяна продолжают радовать людей винами с всадником марки <Злата България>, и верить, что они приносят удачу.


Легенды о вине.

Приведем наиболее известные легенды о вине:

Фракийская легенда.

Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина.

Вот от него-то и пьянел козел , и его настроение улучшалось.

Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина , а люди научились делать вино.


Персидская легенда.

Однажды персидский царь Джамшид , отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников.

От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы , давшие множество плодов.

Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем.


Древнегреческая легенда.

Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником.

Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.

Легенды мира о виноделии и вине.

Начало начал.

Во времена большого переселения народов на территорию, между Эгейским, Черным и Мраморным морями, пришли фракийцы воспетые в гомеровской «Илиаде» как отважные воины царя Резоса - союзника троянцев.

Они принесли с собой культ бога вина Севациоса и дали название Фракии. Именно здесь впервые появилось виноделие.

Ничего удивительного, что позже наиболее почитаемым божеством во Фракии стал греческий бог виноградарства и виноделия Дионис по прозвищу Вакх . Он был сыном Зевса и Семелы, родившимся при довольно драматичных обстоятельствах.

Однажды Семела с капризностью, свойственной всем беременным женщинам, возжелала увидеть Зевса во всей красе.

Тот приехал на колеснице, запряженной огнедышащими лошадьми, и прихватил с собой парочку-другую молний. От них-то и загорелись покои Семелы, и она погибла, успев родить шестимесячного ребенка. От огня его спас густой зеленый плющ, внезапно выросший из земли. Вскоре подоспел отец и зашил малыша в свое бедро. Оттуда и появился на свет окрепший Дионис.

Гера, законная жена Зевса, еще долго преследовала ребенка. В частности, она послала безумие на Афаманта, мужа сестры Семелы, воспитывавшего Диониса. Тогда Зевс отдал сына нимфам из Нисейской долины, которых позже взял на небо и сделал созвездием Гиад.

Дионис вырос, нашел виноградную лозу и стал бродить по свету со свитой вакханок, сатиров и селенов, обучая людей виноделию. Благодарные смертные устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии. За отказ поучаствовать в одной из них вакханки растерзали легендарного фракийского певца Орфея. А ведь было время, когда его пение ублажало капризную Персефону и успокаивало бушующую стихию во время похода аргонавтов. Но после смерти красавицы жены поэт отрекся от дамских ласк и прочих радостей жизни.

Именно от «дионисий» со временем произошел театр, а от дифирамбов (похвальных гимнов в честь Диониса, исполняемых наряженными в козьи шкуры певцами) произошла трагедия — буквально «песня козлов».

Квасура - Дионис по-славянски.

Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка . Они утверждали, что именно Лада - богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток - сурью.

Как-то, придя к нему, она велела смешать мед с водой и поставить смесь осуриваться на солнце. Позже Квасура дал рецептик прародителю славян Богумиру, который первым совершил жертвоприношение сурьей.

Вавила был простым сельским тружеником. День и ночь он пахал землю. Именно за этим занятием застали его Квасура и Китоврас, решившие изгнать греков из Голуни. «Заиграй, Вавила, во гудочек, во звончатый переладец, а Квасура с Китоврасом приспособят!», - сказали веселые боги хмеля - и Вавила, привыкший держать в руках исключительно орало, заиграл на гудочке (струнный инструмент, не путать с современной дудочкой). Его игра была столь чудесной, что боги взяли его скоморошить. Согласно их плану, Вавила должен был «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду».

По дороге в царство Собаки-Сабазиса освободители отечества награждали добрых людей и наказывали злых, объясняя таким образом, «что такое хорошо, и что такое плохо». К примеру, белье милой девушки они превратили в атлас, а на поле грубияна-земледельца наслали птиц, которые склевали его посевы.

Против чудесной игры Вавилы и его волшебных друзей не могли устоять ни животные, ни растения, ни даже стихии. Ничего удивительного, что они с легкостью переиграли царя Собаку вместе с его сыном Перегудой и дочерью Перекрасой и освободили славный Голунь. С тех пор новым правителем города стал скоморох Вавила.

Алкогольный интернационал.

Альтернативными божествами алкогольных напитков у славян была супружеская чета - Хмель и его благоверная Сурица. У славян Сурица почиталась как солнечная богиня радости и света. Видимо, отсюда происходит и название хмельного напитка - сурья (иными словами - «мед питный»).

С хмельным весельем у славян был и Ярило . Он не был богом, но нашими предками почитался с не меньшей набожностью. Веселый красавиц Ярило олицетворял весеннее плодородие и сексуальною мощь. Не зря его культ, отмечавшийся весенней порой, оказался весьма живучим.

Еще в XIX веке в Белоруссии существовал обычай усаживать босоногую девушку на белого коня, (она играла роль Ярилы) и водить вокруг нее хороводы. Слухи о бесчинствах и пьяном разбое во время отбывания культа Ярилы в землях Российской империи доходили даже до царского престола.

Имена и функции славянских богов удивительным образом переплетаются с аналогичными божествами других народов .

Так, древнеиндийские мифы рассказывают нам о Сурье - солнечном боге, колесящем по небу на семи кобылицах, гривы которых подобны лучам солнца. Иногда его изображали в виде птицы или летящего ежа. У него была дочь - тоже Сурья (похоже, фантазия жителей Древней Индии не отличалась разнообразием). Она была замужем за Сомой, богом одноименного напитка - сомы.

В скандинавской мифологии есть Квасир, маленький мудрый человечек, родившийся из слюны богов. Как-то раз подлые карлики пригласили Квасира в гости и убили.

Его кровь смешали с пчелиным медом и приготовили хмельной напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение - мед поэзии.

За право владеть этим чудесным напитком велись жестокие войны на скандинавском «Олимпе».

Наука Бахуса.


А на диаметрально противоположном конце Земли, в еще неизвестной европейцам Америке жил народ майя со своим богом вина - Аканом .

С ними соседствовали ацтеки, чьим богом виноделия был Патекатль. О нем говорили, что «он из страны лекарств». Патекатль был богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина - отклю. Ацтеки видели Патекатля непременно с топором и щитом, либо же с листом агавы и копательной палкой. Он был женат на Майяуель - богини агавы. Именно из «голубой агавы» (а не из колючек кактусов, как принято считать) готовят текилу. Внешне агава похожа на большой ананас весом более 100 кг.

Легенда рассказывает о том, что лет двести тому назад один крестьянин полол грядки голубой агавы и обнаружил дымящую трещину.

Она превратилась в вулкан, высота которого через пару недель составила 50 м, а через год - 200 м. Очевидно, поэтому считается, что лучшая агава весом в 250 кг растет на склонах вулканов.

Прародителем современной текилы был напиток пульке. Его богом считался Оме Точли - один из 400 детей Майяуель, у которой для них имелось ровно 400 грудей. Ацтеки позволяли пить пульке лишь четыре раза в год.

Знать меру призывала и древнеримская легенда. Однажды местный бог виноделия Бахус подобрал у дороги понравившееся ему растение. Он решил во что бы то ни стало посадить его в своем саду. День был жарок, а путь домой - не близок. Чтобы росток не завял, Бахус положил его в полость кости орла. Но вскоре росток начал активно развиваться, и прежнее убежище пришлось сменить на кость льва. Но и там растение долго не залежалось. Заботливый бог нашел для него более просторное жилище - кость осла.

Через некоторое время из ростка выросла прекрасная виноградная лоза с изумительными плодами . Из них Бахус сделал напиток и явил людям вино . Оно, как оказалось, обладало невероятной генетической памятью. Так, отведавшие его люди стали чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Те, кто не останавливался на выпитом, находили в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого казалось недостаточно, в результате превращался в глупого осла.

Правитель винного родника.

Если хочешь забыть о собственной бедности - продай все, купи на вырученные деньги вино и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин. А при этом не забудь молиться Симе Сян-жу. Такой незатейливый рецепт богатства предлагает китайская мифология .

В ней Сима Сян-жу является наиболее авторитетным богом среди виноторговцев. В основе его образа лежит реальный исторический персонаж - поэт Сима Сян-жу, живший приблизительно в 179-117 гг. до н.э. Его постоянно терзали смутные мысли о безденежье. Ни всеобщий почет, ни признание его таланта, ни даже ласки красавицы жены не радовали его. Чтобы покончить с незавидным материальным положением, Сима Сян-жу решил одолжить деньги и открыть винную лавку.

Через некоторое время он заработал огромное состояние и незабвенную память. А после смерти стал считаться покровителем не только торговцев вином, но и всех тех, кто стремится разбогатеть.

В китайском пантеоне существует строгое распределение обязанностей между богами. Если Сима Сян-жу отвечает за успешную продажу вина, то его изготовление опекает Ду Кан, который прославился тем, что первым начал делать вино.

Ду Кан якобы жил при мифическом государе Хуан-ди («желтом предке»). Хуан-ди не стал богом ни виноделов, ни виноторговцев. Зато он вполне мог бы объединить под своим покровительством дровосеков, охотников и моряков. Ведь именно он изобрел топор, лук и стрелы, помог людям сделать лодку и даже колокол. На его алтарь следовало бы приносить дары Кельвину Кляйну, госпоже Шанель и господину Версаче, поскольку никто иной, как Хуан-ди смастерил первые туфли и пошил первую одежду, придумав разделить ее на мужскую и женскую.


Но оставим в покое кутюрье и вернемся к китайским виноделам, которые убеждены, что качество их продукции зависит от воды, из которой ее приготовили.

Не зря одно из прозвищ Ду Кана звучит, как Цзюцюань тайшоу, то есть «правитель винного родника» . Одними из наиболее качественных считаются вина из провинции Шаньдун. Именно здесь расположен храм Шуня, а в нем находится родник, названный именем Ду Кана. Из его воды готовили наилучшие вина.

Ду Кан умер в день, находящийся под циклическим знаком «ю». С тех пор возделывать вино в такие дни строго запрещено.

Винное братство.

А вот ирландцы показали себя народом, умеющим не только изготавливать вино, но и охранять его. С этой целью они придумали клураканов, занимающихся сохранностью вина и пива в винных погребах.

Мифические старички пугают слуг, дерзнувших воровать хозяйское вино. Но сами не отказываются опрокинуть стаканчик-другой. После этого они седлают овец, крича и подбрасывая шляпы. Клураканы напоминают помесь домовых и гномов. А от бродячих фейри их можно отличить по красным курточкам. Как и домовые, они опекаются домом, а если хозяин решает переехать, то сопровождают его, забравшись в бочку с вином. Как и гномы-леприконы, они знают, где зарыты клады, и могут показать дорогу, если с ними подружиться. А, как известно, самый легкий способ завести знакомство - за бокалом хорошего вина.

Как видим, человеческий гений далеко продвинулся, чтобы оправдать свои маленькие слабости. Фантазия наших предков наплодила многочисленных богов виноделия и создала о них легенды, которые позволяют нам глубже узнать как ментальность отдельного народа, так и характер целой эпохи.

Приведем наиболее известные легенды о вине:

Фракийская легенда. (Фракия - древняя страна, была расположена на границе нынешней Греции и Болгарии). Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым. Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Персидская легенда. Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников. От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем. Прошло несколько месяцев. Любимица царя - прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней. Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой. Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его "царским лекарством".

Древнегреческая легенда. Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток - вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда - ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда - ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.