Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Какие овощи были в древней руси. Древняя русская кухня

В саду у дочери проходил проект "Как жили на Руси", и моей задачей как мамы было подготовить вместе с дочерью проект на тему "Как готовили еду на Руси".
Я прочитала много материала и вместе с дочерью мы отобрали те факты, которые ее особенно заинтересовали, подобрали картинки.
Оформляла, разумеется, я сама в виде доклада, но шрифт увеличила, чтобы шестилетнему ребенку возможно было прочесть текст самому.
Фотографии распечатала отдельно, каждую фотографию на одном листе А4. При чтении дочерью доклада в группе детского сада эти фотографии были вывешены на доску, что обеспечило наглядность рассказываемого дочкой материала.

Русский народ был очень трудолюбивым, трудился на полях, выращивал разные злаки, овощи, ягоды и фрукты.
Из злаков (ячмень, гречка, пшено, овес) готовили каши, кисели, делали муку, из муки – пироги, булочки, хлеб. Злаки – очень питательные, полезные, в них много витаминов. Хозяйки готовили определенные порции – как и в сказках, у маленьких была маленькая чашка, у взрослых большая.
Самым важным для русского человека был хлеб. Без хлеба за стол не садились, относились к нему очень трепетно с уважением, именно хлебом встречали гостей. Ведь огромное усилие народ прилагал, чтобы хлеб попал на стол, есть русская народная пословица «Хлеб всему голова», а еще говорили «Каша – мать наша, а хлеб – отец родной», вот как уважительно относились к еде.
Пили на Руси молоко, любили чай, настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и питье из коры деревьев. Для красивого цвета в такие отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали. В ягодах и фруктах много полезных витаминов.

В основном готовили еду в русской печи:


Посереди печи есть большое пространство, которое закрывается специальной крышкой-заслонкой, и где разводится огонь. Прямо к огню ставится чугунок с едой, которую нужно приготовить.

Варили в печи и картошку, и пекли пироги. Поскольку в печи горит огонь, руками поставить в печь чугунок или вытащить оттуда горячий чугунок невозможно. Для этого существует ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце. Для каждого размера чугунка был свой ухват.


Вот так ставили в печь:

Например, как варили щи.
Брали зеленые капустные листья, мелко резали, солили и на неделю клали под гнет – под что-то тяжелое, для заквашивания.
Через неделю в горшок к капустным листьям укладывали перловую крупу, мясо, лук, морковку. Горшок ставили в печь на несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Творог
Раньше творог называли сыром, и готовили его так: в чугунок наливали простоквашу и ставили горшок в остывающую печь. Через несколько часов доставали из печи, сцеживали сыворотку и придавливали оставшуюся массу. Так получался творог.
Масло
Пили на Руси и молоко, от него отделяли сливки. Из молока делали разные молочные продукты – сметану, сыр, масло, кефир.
Сливочное масло изготавливали двумя способами:
1. Наливали в горшок сметану или сливки и оставляли в остывающей печи. Получалось топленое масло.
2. Сбивали вручную в пахталках – это было очень сложно, так как пахтали были очень высокими, а сбивать нужно было долго.


Квас
Чтобы его приготовить, требовалось всего 5-7 горстей пшена перемолоть в ступе, залить теплой водой, через пару дней достать, процедить через марлю - и готово. Даже сахара не добавляли, не было его у крестьян.


Чтобы овощи, грибы сохранять на долгую зиму, их консервировали. Солили, квасили и мочили почти все дары природы - свёклу, морковь, горох, груши, чеснок, кабачки, баклажаны… Из дерева делались специальные кадки из дуба, в которые клали овощи или фрукты, подготовленные для засаливания, и накрывали крышкой, на которую ставили что-нибудь тяжелое, для создания груза, тяжести на овощи, чтобы они «бродили» и консервировались.

Пища на Руси была простой, но здоровой, и дети росли крепкими, здоровыми и сильными.
Девочек с самого раннего возраста воспитывали как будущих хозяек дома: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
В 5-6 лет в обязанности девочки входили:
1. Присматривать за цыплятами
2. Убираться в доме – подметать пол, мыть лавки, вытрясать половики, убирать постель, чистить лампы или менять свечи
3. Заботиться о младших братьях и сестрах – это называлось «пестунство»
4. Учиться прясть и ткать, ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых.
5. Помогать готовить
У женщин в доме было особое место у печи – «бабий кут». Обычно оно отделялась от остальной избы занавеской, и мужчины без крайней надобности старались туда не заходить. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Девочки активно помогали матери во всех этих хлопотах: мыли посуду, убирались, могли сама приготовить несложную, но здоровую пищу.

Письменность у славян сформировалась достаточно поздно, в связи с этим свидетельства о том, что ели в Древней Руси практически не . Однако благодаря открытию ряда археологических источников стало известно, что русская кухня отличалась постоянством ингредиентов в блюдах и вкусовыми качествами. В них отмечается, что на столе всегда были зерновые каши, ржаной и овсяной хлеб.

Что ели на Руси в древности?

Мясо и мучные изделия являлись главными составляющими питания у князей в период Киевской Руси . В южной части предпочитали хлеб, изготовленный из пшеницы, а вот в северной части была популярна рожь. Во времена голода в муку досыпали сухие листья, различные травы и гусиные лапки. В праздничные дни в монастырях хлеб преподносили сдобный, который выпекали с маком и медом. Испытывали они пристрастие и к мясным блюдам, предпочитали свинину, говядину, баранину, курей, голубей, уток и гусей. Солдаты в период походов ели конину или же мясо диких животных, среди которых можно выделить зайцев, оленей, кабанов, иногда медведей, рябчиков, куропаток.

После принятия христианства, церковь стала придерживаться старинных канонов, которые запрещали употреблять мясо диких животных, а именно зайцев и медведей, так как считали, что они «нечистые». Согласно Ветхому Завету, было запрещено мясо с кровью, а также употребление птиц, которые убиты в силках. Однако устои, сложенные годами, изжить было непросто. Во времена Московской Руси осуществлялся постепенный переход к соблюдению церковных предписаний.

Что ели на Руси до появления картофеля? Благосклонно церковь относилась к употреблению рыбы. Пятницу и среду считали постными днями, а также были выделены три периода для духовного очищения и Великий Пост. Естественно, рыбу употребляли еще до Крещения Владимира , как и икру тоже, несмотря на то, что первая информация о ней появилась только в двенадцатом веке. Весь список съедобных припасов дополнялся молочными продуктами, яйцами и овощами. Кроме животного масла в рационе было растительное, которое добывали из семян льна, конопли. Оливковое масло поставляли из-за границы.

Совсем немного информации сохранилось о том, какая была кухня в тот период. Мясо зачастую отваривали или жарили на вертеле, а овощи употребляли в сыром или вареном виде. В некоторых источниках указано, что в рационе присутствовала и тушенка. Пироги стали самым оригинальным и вкусным изобретением дальних предков, традиция приготовления которых дошла в неизменном виде до наших времен. Наиболее распространенными блюдами, что ели люди на Руси в древности до появления картофеля, были овсяная и пшенная каша. В хозяйстве князей основной повар (старейшина поваров) контролировал штат кухонных работников, поэтому все они были обучены. Учитывая то, что некоторые из них имели иностранные корни, например, венгерские или турецкие, неудивительно, что рецепты русской кухни содержали иностранные элементы.

Что пили в Древней Руси?

Уже в те времена русский народ не отказывался от выпивки. Еще в «Повести временных лет » главной причиной, по которой Владимир отказался от ислама, была трезвость. Для современного человека русская выпивка сразу ассоциируется с водкой, вот только во времена Киевской Руси не занимались изготовление спирта. Среди напитков предков можно выделить квас, безалкогольный или немного хмельной напиток, который делали из ржаного хлеба. Прототипом его стало пиво.

Мед был весьма известен во времена Киевской Руси, поэтому его изготовлением занимались, как простые люди, так и монахи. Из летописей стало известно не только, что ели люди на землях Руси в древности, но и чем ее запивали. Князь Владимир попросил изготовить триста котлов меда в преддверие открытия церкви в Василеве. А в 1146 году Изяслав II отыскал у своего врага Святослава в погребах 500 бочек меда и около 80 бочек вина. Существовали такие сорта меда: сухой, сладкий и с перцем. Не брезговали предки и вином, которое завозилось из Греции, а монастыри и князья импортировали его для осуществления литургии.

Сервировка стола производилась по определенным правилам. Князья использовали серебряную и золотую посуду, когда вели войны или приглашали иноземных гостей. Были в ходу золотые и серебряные ложки, о чем можно найти подтверждение в «Повести временных лет». Вилки не использовались. Мясо или хлеб каждый резал собственным ножом. Для напитков применяли обычно чаши. Простые люди использовали деревянную, оловянную посуду и кубки, деревянные ложки.

Гастрономические пристрастиями берут начало С тех времен мало что изменилось, и с уверенностью можно сказать, что ели в древней Руси, то и сегодня в каждой семье на столе.

Пища древних славян: видео

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество болезней появляется от употребления мертвечины. Первые сделали такой вывод индусы. Как только низшие касты стали употреблять в пищу мясо, они стали болеть. Болезней насчитывалось около восьмидесяти! Это испугало индусов, ведь раньше болезней было всего три, одна из которых-старость.

Чем же питались славяне. Ответ на этот вопрос помогли дать раскопки на территории древних городов. Из «Велесовой книги» мы узнали, что славяне пришли из местности Кулу, окруженной Гималаями. Сейчас это территория Индии. Древние тексты, найденные учеными, свидетельствуют о том, что пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Они верили в пользу вегетарианства, занимались земледелием. Еда состояла из злаковых: просо, пшеницы, ржи, ячменя, гречихи овса.

Зерна перемалывались в муку или просто употреблялись размоченными или поджаренными. Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка, немного позже, в едеславян появился хлеб на квасе. Женщины выпекали первые хлебные изделия на свадьбу или другие важные события. Немного позже появились и пироги с самыми разнообразными начинками. Также варили каши с растительным маслом. Летом варили тюрю - прародитель современного картофеля.

Источниками белка в пище древних славян были бобовые. В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква. Лакомились дынями. Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива. Земледелие наших пращуров было подсечно-огневым, поскольку они жили посреди густого леса. Славяне вырубали часть леса, которая была наиболее пригодна для выращивания культур. Деревья и оставшиеся пни сжигались. Полученная таким образом зола была прекрасным удобрением. Через несколько лет поле истощалось, и земледельцы выжигали лес снова.

Кроме земледелия, с лавяне освоили и рыболовство. Речную и озерную рыбу сушили на солнце, так она хранилась дольше. Несмотря на то, что наши предки употребляли в пищу растительную пищу, они занимались и скотоводством. Они считали, что животные предназначены для человека и кормят его. Хозяйки из молока готовили творог, сметану, сыр, масло. Умели древние славяне и обрабатывать шерсть. Животные использовались и для перевозок вещей человека. Особым видом промысла было бортничество, с помощью которого получали мед и воск.

Самым популярным напитком древних славян был перебродивший и разбавленный водой мед. Находятся подтверждения и того, что в древности наши предки изготавливали пиво. Напиток варили, как и из ячменя, так и из овса.

Перемены в питании славян произошли из-за их перемещения в новые, горные районы. Это произошло из-за того, что при кочевом образе жизни трудно добыть питательную растительную пищу.

При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это прежде всего зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы или размалывали в крупу. Кроме того, из зерна делали пиво, брагу и квас.

Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное или «пряженое». Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы.

В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом. Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми. От базара, где ими торговали, произошло, в частности, название московской улицы Ленивка.

Белковая пища состояла из мяса и рыбы, а также молочных продуктов: творога, сыра, сметаны и масла. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.

Но современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.

В древнем писании индусов говорится о том, что с тех пор, как некоторые представители низших каст начали употреблять мясо, появились 78 новых заболеваний. Ранее их было только 3, в том числе старость. Это писание разошлось на весь мир. Тысячи лет существовало верование о том, что все болезни появляются от употребления мертвечины.

Древние славяне верили в то, что животные предназначены для человека. И животные кормили человека, а не человек животных. Люди и их животные никогда не ели мяса и даже не думали об этом. В этот период люди дружили с животными. И питались только пищей растительного происхождения. Это была легко усваиваемая калорийная пища.

Мясные продукты появились в рационе с приходом кочевников на славянские территории. Кочуя по пустыням и степям добыть что-либо пригодное в пищу было довольно трудно. Именно поэтому они убивали своих животных, которые кочевали вместе с ними и перевозили на себе их вещи, давали молоко и шерсть.

«Велесова книга» говорит о том, что славяне пришли из долины Кулу, которая окружена Гималаями - ныне это территория Индии. Славянские тексты, которые были найдены на той территории, говорят о необходимости вегетарианства для здоровья тела и духа.

Раскопки древнерусских городов позволяют узнать, чем питались древние славяне. Чаще всего это были злаки ячменя, ржи, гречихи, овса и пшеницы. Зерна обычно перерабатывали в крупы. Из них же делали пиво, квас, брагу. В качестве горячих блюд ели кашу с растительным маслом. Мясо или жарили или тушили в собственном соку. Суп как таковой, в том числе уха, появился благодаря приезжим иностранцам только лишь в конце XVII столетия. Из овощей употребляли лук, морковь, горох, репу. Немного позже в рационе питания появились капуста, огурец и чеснок. Летом ели тюрю - это предок нашей картошки. Практически в каждом доме готовили квас, в него крошили хлеб и лук.

Древние славяне умели заготавливать продукты на зиму. В конце лета, уже предчувствуя зиму, практически каждая хозяйка мочила яблоки, солила огурцы и капусту. Сахар в Древней Руси был неизвестен. Вместо него использовали мед. Белки употреблялись в виде мяса, рыбы и продуктов из молока - сыр, сметана, масло, творог. Соль стоила очень больших денег, и позволить себе ее употреблять мог не каждый. Очень часто заваривались различные травы. В качестве горячего напитка был кипяченый, с водой и яйцами, мед.

Древние славяне прекрасно умели разводить пчел. О правильном питании, естественно, никто не помышлял. Очень многое в кулинарии было перенято у соседних народов или приезжих иностранцев.

Древние славяне ели:

  • в качестве «горячего и жидкого» было подобие современной окрошки;
  • каши. Заправляли их только растительным маслом;
  • мясо жареное и «пряженое» в русской печи;
  • рыба жареная;
  • хлеб ржаной и грубого помола;
  • овощи: репа. горох, морковь, лук, капуста, чеснок;
  • фрукты: яблоки, груши и ягоды в огромном ассортименте;
  • молочные продукты: молоко, творог, сметана, масло;
  • засоленные овощи;
  • из горячих напитков - навары различных трав.

Древние славяне НЕ ели:

  • сахар. Просто не было. Но в больших количествах употребляли мед;
  • чай и кофе. Вместо них пили навары трав и медовые напитки различные;
  • соли много. Еда бы современному человеку показалась очень пресной, т.к. соль была дорогой и ее экономили;
  • помидоров и картошки;
  • супов и борщей не было. Супы на Руси появились в XVII веке.

Древние греки ели:

  • каши. Все заправлялось оливковым маслом.
  • мясо жареное на вертеле. Баранов резали «по праздникам».
  • рыба в огромном ассортименте + кальмары, устрицы, мидии. Все это жареное и вареное с овощами и оливковым маслом;
  • лепешки из муки грубого помола;
  • овощи: бобовые разные, лук, чеснок;
  • фрукты: яблоки, инжир, виноград и орехи разнообразные;
  • молочные продукты: молоко, сыр белый;
  • пили только воду и вино. Причем вино разводили водой как минимум 1 к 2-м;
  • травы и пряности различные;
  • соль морскую.

Древние греки НЕ ели:

  • сахар. Просто не было. Точно так же как и славяне в больших количествах употребляли мед;
  • чай и кофе. Только разбавленное вино и вода;
  • огурцы, помидоры и картошку;
  • гречневой каши;
  • супов.

Главной особенностью было то, что готовили в основном на огне и ежедневная пища греков и славян «среднего достатка» была не замысловата и не длительна в приготовлении. Все было просто. В качестве заправки был винный уксус без сложных соусов. На завтрак у славян ставили - молоко с хлебом и медом, у греков - лепешки с медом и разбавленным вином.

Очень интересно описана история появления таких традиционных для украинской кухни блюд как борщ и сало. Мы сами постепенно все усложняем и усложняем жизнь приготовлением еды. А сначала так не было, у истории всегда есть чему поучится.

Источники: xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai, potomy.ru, blog-mashnin.ru, otvet.mail.ru, presentway.com

Фаросский маяк - интересные факты

Как производить ракетное топливо на Луне

Тупик Мэри Кинг

О.Т.О. Степени посвящения

Озеро Кок-Коль

Царские монеты Николая II

Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно — ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в...

Мини ядерный реактор

Впервые эти эксперименты удались в сентябре 2006 г., а потом Тиаго занялся усовершенствованием своего аппарата. В 2006 г. Тиаго стал...

Климатические изменения


Погодные условия ухудшаются... Резкие перепады температуры воздуха, выпадение аномального количества осадков, наводнения, штормы – все эти климатические изменения не только...

Неизвестные планеты Cолнечной системы

Испанские учёные пришли к выводу, что в дальних секторах нашей системы может находиться как минимум пара ранее неизвестных планет. При...

Нанотехнологии в предметах гигиены

В повседневных жизни мы пользуемся предметами гигиены, о свойствах которых даже не подозреваем. Практически все современные предметы гигиены обладают...

Полистиролбетонные блоки

Новые технологии и материалы постепенно захватывают все ключевые отрасли нашей жизни, и даже в современном строительстве и ремонте начали...

Калининград – янтарный край


История и местонахождение самой западной частички России уникальны. Калининградская область находится «в отрыве» от «большой» России и считается самой европейской частью, так как...

Прозрачная солнечная батарея

Прозрачные фотоэлектрические батареи пока не могут быть использованы в дисплеях смартфонов, но не стоит терять надежду - исследователи из Калифорнийского университета...

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

Российские кулинарные традиции могут похвастаться феерическим разнообразием. Несколько веков назад полноводные реки и богатые охотничьи угодья поставляли едокам массу запасов, которые в сочетании с овощами, злаками, молочными продуктами и дикоросами превращались в роскошные блюда. О том, что ели на Руси в древности, рассказывают летописи и заметки путешественников-иностранцев. Последних неизменно приводило в восторг (а иногда – и в священный ужас) количество горячих и холодных закусок на праздничных столах славян.

Кулинарное изобилие по-русски

Не случайно раньше в знатных домах столы делали такими огромными – в часы пиров их полностью уставляли всевозможными закусками, сладкими «заедками» и главными блюдами. Тут можно было увидеть десятки солений: огурцы и грибочки, моченую лесную ягоду, маринованные яблоки, квашеную капусту. Зато помидоры, столь привычные для нас сегодня, украшали редкую трапезу даже в недалеком XIX веке. Все потому, что эти «бешеные ягоды», завезенные на Русь во времена Петра Великого, народ считал ядовитыми.

Двадцать видов рыбы на одном столе! Современному человеку подобное меню покажется несколько однообразным, но нашим предкам такая кощунственная мысль и в голову бы прийти не могла. Осетрина, семга, язь и плотва, караси и щуки готовились по самым невероятным рецептам, поэтому их вкус всегда был уникальным. Рыбу жарили и пекли, отваривали в молоке и вымачивали в вине. Огромные туши фаршировали капустой, кашей, грибами, а небольшие порционные кусочки заливали пряным соусом из трав, ягодных соков и аниса.

Мясо славяне тоже любили, хотя доступно оно было не всем и не всегда. Свинина, конина, говядина на столе у крестьян или простых горожан появлялась по праздникам. Чуть лучше дело обстояло с домашней птицей, а чаще всего «мясоеды» могли порадовать себя дичиной – зайчатиной или, скажем, олениной. В праздники она также была в центре внимания. Крупные туши шпиговали салом и жарили на вертеле, мелкую добычу томили в горшках с разными корешками и овощами. По-настоящему царским блюдом считался лебедь, целиком запеченный с медом и чесноком.

Некоторые визитеры из чопорной Европы, угодившие на русский пир, после такой гульбы были вынуждены прибегать к услугам лекарей – и дело вовсе не в пресловутой жирности славянских разносолов, на которую они потом жаловались врачам, а в банальном обжорстве. Оторваться от роскошного праздничного стола гости не могли сутками, при этом в ожидании финала на холоде уже стояли жбаны с квасом – им заливали «желудочный пожар» особенно стойкие гурманы.

Однако не стоит думать, что на Руси чревоугодие было регулярным – большую часть года народу приходилось более или менее строго поститься, отказываясь от «скоромных» блюд. И тогда на первое место выходили каши и овощи, хотя не обходилось и без заправленных мукой супов, пирогов с грибами-ягодами, обычных пышных хлебов да калачей.

Пища на любой бюджет – от дворца до хижины

Понятно, что социальное и финансовое неравенство диктовало свои требования к меню. При дворе императрицы Екатерины даже будничный обед не включал менее пяти десятков блюд, а простые крестьяне довольствовались чем-то сытным, но исключительно незамысловатым. Особой любовью в народе пользовались корнеплоды. До появления картошки, которую на Руси оценили только три столетия назад, наиболее популярной была репа, ели ее буквально во всех видах, в том числе – превращая с помощью меда в приятный десерт.

На основе репы и других огородных даров готовили некий прообраз современной окрошки. Отварные овощи измельчали, обильно приправляли свежим луком и чесноком, а затем заливали кисловатым домашним квасом. Еще одним первым блюдом, популярным на Руси, была ботвинья. Ее гуща представляла собой накрошенную отварную рыбу разных сортов и мясо раков, а также – кубики льда, которые к столу подавались в отдельной плошке. В качестве «бульона» по-прежнему выступал ржаной квас, только в него еще добавлялась различная зелень, в первую очередь – щавель.

Большим подспорьем являлась капуста, в сезон – свежая, а с осени до весны – квашеная. Из нее готовили первое и второе, делали начинки для пирогов и кулебяк. Чаще всего капустные супы были хоть и густыми, но постными, их заправляли растительным маслом, а где-то с XIX века – еще и картошкой. Только не надо думать, что знатные люди игнорировали эту простую еду – щи были одним из самых популярных жидких блюд, и чаще всего их делали все-таки без мяса. В зимнее время такое варево даже замораживали впрок.

Вся Русь с удовольствием ела каши – они выступали не в роли гарнира, а в качестве самодостаточной трапезы. Энергетическая ценность злаковых была настолько очевидна, что их в приказном порядке включали в меню «государевых людей» – солдатиков и матросов. Армейцам кашу варили дважды в день, в обед она шла дополнением к похлебке или щам, а на ужин это блюдо подавали с салом и овощами. Наиболее доступны оказывались рожь и ячмень, именно они и становились основой рациона.

Знатные господа кашкой тоже не брезговали, хотя в богатых домах готовили ее «изысканно» – с мясом, орехами или сладостями. Впрочем, тут уж все зависело от вкуса – Петр I, к примеру, отдавал предпочтение хорошо разваренной «солдатской» перловке. Справедливости ради надо сказать, что императору ее подавали с мясом, грибами и тыквой. Гораздо большим гурманом был Александр III, которому шеф-повар готовил в основном гурьевскую кашу – манку со сливочными пенками, дроблеными орешками, свежими и сушеными фруктами, медом.

Без хлеба – нет обеда

Выпечка хлеба – дело не самое быстрое, особенно если наготовить предстоит на множество ртов. Хозяйки на Руси заводили квашню в огромных кадушках, чтобы караваев хватило на неделю. Расход получался приличный, ведь ломоть ноздреватой выпечки, приправленный растительным маслом и луком, был самым привычным завтраком для простых людей, а во время остальных дневных трапез считался необходимой частью меню.

Из хлеба в деревнях готовили «тюрю» – относительно жидкое блюдо, не требующее варки. Каравай измельчали, прямо в миску добавляли мелко нашинкованные овощи (чаще всего – редьку, лук, хрен, разнообразные травы и чеснок), а затем заливали квасом. Другой вариант этого простейшего кушанья – тюря с молоком, которой крестьянки кормили малышей.

Использовать пшеницу казалось расточительством, поэтому пышные буханки делали из ржаного теста – они получались темными и чуть кисловатыми, а в голодные годы еще и ощутимо горчили. Дело в том, что муку часто приходилось экономить, и к ней по необходимости добавляли всяческий «подножный корм»: молотые желуди, древесную кору, а по весне – лебеду или крапиву. Это сказывалось на вкусовых качествах, но позволяло насытить всю семью.

Хлебушек из белой пшеничной муки считался «господской едой», простолюдины тратили ее только на праздничную выпечку. Самыми популярными лакомствами были медовые фигурные пряники, покрытые сладкой патокой, – таким гостинцем удавалось порадовать не только ребенка, но и любимую девушку. Что касается пирогов, то их выпекали по самым разным рецептам в огромных количествах (постные и скоромные, сладкие и соленые, с простой или сборной начинкой), повсеместно продавали на базарах и городских улицах.

Блины на Руси пекли по любому значимому поводу, хотя белую пшеничную муку тратили лишь на Масленицу. В остальное время обычно использовалась гречиха – из нее получались рыхлые и пышные «кругляши», в которых наши предки находили сходство с солнечным диском. Без такого угощения не обходились ни крестины, ни поминки – блинчики для славян еще со времен язычества являлись обрядовым блюдом, потому и отношение к ним было почтительно-трепетным.

А что там текло по усам?

Вспоминая любимые напитки предков-славян, никак не обойти вниманием все тот же квас – им лечились от несварения, приправляли самые разные блюда, его подавали на стол вместо воды, а порой и вместо вина. Рецептов известно было великое множество, и некоторые оказывались очень даже хмельными.

Обычный черный чай, доступный сегодня каждой семье, появился на Руси лишь в XVII-XVIII веке. Он считался заморской диковинкой, а потому большинству простых граждан был не по карману. Наши предки от этого совершенно не страдали, заваривая особые травяные сборы. Между прочим, достаточно несложный в приготовлении и безумно популярный в народе кипрей (иван-чай) несколько столетий назад поставлялся Московией ко дворам европейских монархов и ценился наравне с пушниной и самоцветами.

На Руси праздничные застолья длились долго, поэтому слишком крепкие напитки не были в особой чести. К важным торжествам варили пиво, «ставили» (сбраживали с помощью хмеля) мед с ягодными соками. Впрочем, водочку все-таки употребляли, хотя называли ее вином. Предварительно такой алкоголь настаивался на травах (например, на зверобое или мяте), разбавлялся сладкой патокой.

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с...

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например, как они питались. А это, в свою очередь, помогает понять и некоторые особенности сегодняшней народной жизни.

Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это - не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было - накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

Что обеспечивало сытность - «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка - с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом - в день постный… Другой главный овощ, столп крестьянской кухни - капуста. Щи из серой капусты - с такой же приправой, как и похлебка. И все это - под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.

Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще - если хозяйке было не до изысков - просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай - как молитва, дважды в день крестьянин пил чай - «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли - варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай - «для колера».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» - смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты - рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» - черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты - весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» - груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились - пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой - и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.

Мясо русские крестьяне - подневольные вегетарианцы - ели в большие праздники - на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» - пироги и ситные из белой пшеничной муки.


Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, - во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.

Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей - родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми - кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся - «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей - да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».