Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Русский самовар. Долгая история

В Коломне. Частная коллекция семьи Буровых, представленная в музее, состоит из более чем 400 самоваров. Бывшие военные Буровы собирали самовары по всей России в течение многих лет. Проведена огромная работа по реставрации. Еще около 100 моделей самоваров ожидают реставрации.

Все фотографии ниже были сделаны в Доме Самовара в Коломне.

Самовар – это водонагревательный прибор, который в быту был очень удобен. Воду можно было нагреть на любом открытом огне, например, в печку поставить чайник. Но очевидно, что целый день печка не топилась, потому что на это бы уходило слишком много топлива. На Руси печь протапливалась лишь один раз в сутки, а в холодные времена утром и вечером, то есть два раза за день. Поэтому, когда нужен был кипяток использовали самовар.

Самовар требует очень мало топлива. Он быстро закипает. Считается, что при правильном розжиге, литр воды закипает за одну минуту. Соответственно, 10-литровые самовары закипали за 10 минут. Такой же объем электрических самоваров закипает значительно дольше.

«Самовар» — русское изобретение?

Из этой статьи вы узнаете:

История говорит, что самовар – это не русское изобретение. Водонагревательные приборы были и в других странах, в частности, в Китае, и по всей видимости это заимствование из Китая, которое адаптировано уже русскими мастерами к нашим условиям.

Чай пришел на Русь в 17 веке, а точнее в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче (как вы знаете, это отец Петра I). Во времена его правления купцы стали посещать Среднюю Азию. Мастеровые люди тоже видели эти водонагревательные приборы потому, что история китайских приборов, которые нагревают воду, к тому времени насчитывала уже порядка 1700 лет. Они были очень востребованы в обществе.

Композиция в русском стиле

Также самовары производились и в Европе. Например, во Франции. Это так называемые самовары «фонтан». В таких самоварах огонь никогда не разводили. В них была встроена колба, в которую засыпали битый лед для охлаждения содержимого самовара, для нагрева жидкости. Затем брали специальную чугунную гирю, раскаляли её в печи, после чего клали в ту же колбу. В таких самоварах, как правило, изготавливали .

Изготовлялись самовары также и в Англии. В основном, это были простые медные самовары. В Германии, чаще всего изготавливали кофейники с подогревом внизу на спирту.

Первое упоминание о самоваре

Первое упоминание о самоваре встречается на Руси в 1740-х годах. Это эпоха, следующая сразу за Петром I, который умер в 1725 году. И вот тогда, на Урале, в поселке Суксун, на суксунских медеплавильных заводах, где-то в описях, упоминается слово «самовар». В то же время слово «самовар» встречается в одной из описей имущества старо разрядного монастыря. В те времена самовары были довольно примитивной конструкции. Самых первых самоваров на сегодняшний день практически нигде не осталось. В основном, сохранились самовары 19 века, или конца 18 века.

Цена на самовар

Самовары, как предмет торговли были очень дорогими. В середине 19 века, во времена Гоголя, или царствования Николая I, средний самовар стоил 5-7 руб., что по тем временам означало цену коровы.

Материалы для изготовления самовара

При ручном изготовлении, самовар является крайне сложным в производстве изделием, этим и обуславливается его дороговизна.

В течение всего 19 века самовары делали из меди или из латуни. Классическая латунь имеет соломенно-желтый цвет, как золото 999 пробы. Когда в латуни меди было больше 80% она была характерного красноватого цвета, такой сплав называется томпак. Самовар соответственно томпаковый. Такие самовары были подороже и потяжелее, чем остальные. В простонародье все это называлось «самоварное» или «цыганское золото». Цыгане могли табором в складчину купить один экземпляр, разрезать его на нужные детальки и изготовить из них подделки ювелирных украшений, которые можно продавать как золотые. Хотя известно, что латунь и медь окисляются если в них регулярно кипятить воду. При нагревании до 100 градусов они контактируют с кислородом, который есть в воздухе, и тогда на них образовывается т.н. «патина».

Композиция в Доме Самовара

Виды покрытий самовара

Никелировка (как покрытие самовара) стала возможной только в конце 19 века с появлением электричества и изобретением в химии гальванических ванн. Металл растворяли в растворе подводили электричество к гальваническим ваннам, туда погружались изделия, а потом тонким слоем покрывали их никелем. Никель был хорош, т.к. этот металл прочный и твердый. Когда им покрывали самовар, он больше не царапался, был более износостойким и долговечным. Кроме того, никель почти не тускнеет, соответственно его не нужно было так часто начищать. А вот если самовары латунные или медные, то при постоянном кипячении, уже буквально через месяц после чистки, они покрывались большим налетом патины.

Известны также искусственно патированные специальным покрытием самовары. Это делалось для того, чтобы намеренно состарить их внешний вид.

Способы очистки самовара

Вообще, самовары очищали мелкодисперсным песком с небольшим добавлением воды. Смесь наносили на тряпочку и таким образом чистили. Кроме того, самовары чистили золой, которая оставалась от горения древесины. Начищали также тертым кирпичом, для этого его растирали в порошок, т.е. чистили абразивными материалами.

Начищать самовар было очень непросто. Хозяйка тратила на это много времени, поэтому начищали его только по большим праздникам.

Формы (фасоны) самоваров

Самая простая и распространенная форма самовара — это так называемая «банка».

Фасон самовара «банка»

Вообще, форм самоваров или, как говорили в народе, «фасонов» – десятки. Также очень популярен фасон «рюмка», когда самовар заужен к низу. Рюмка могла быть «гранной», «в три колонки», «в колонку елочкой», «витая колонка», «рюмка грань овалом», «рюмка гладкая» и так далее.

Фасон самовара «рюмка»

Формы и фасоны были строгие, однако из одного фасона в другой могли перетекать различные детали, какие-то элементы декора. Иногда, когда смотришь на самовар, очень сложно точно определить форму или фасон.

Вообще, самовары могли иметь самые причудливые формы. Например, самовар в виде «пушки» (похож на дуло старой пушки), «пули» (закругленный к низу), «арбуза» (абсолютно круглый), «груши», «тыквы», «гайки», «вазы» (она же «репка», производились «вазы дольчатые», «вазы с медальонами»), в виде «валенка» (большого и малого), «ферзя», посеребренные и многие другие.

Самовары фасона «арбуз»

Самовары могли быть различного литража. Маленький самовар называется « эгоист » . Он рассчитан на одну чашку напитка. Самовар « tet-a-tet » рассчитан на две чашки и т.д.

Маленький самовар

Самовары большого объема, так называемые «четырех-ведёрные» или «трактирные». Самовары русской выделки были очень добротные, толстостенные и считалось, что, сколько литров воды входит в самовар, сколько он весит пустой в килограммах. Они были очень громоздкими и непереносными. Их ставили в трактирах, рынках и других публичных местах.

Ниже представлены фотографии некоторых из них.

Праздничные самовары

Экспонат коллекции

Также производились керосиновые самовары. Внизу у такого самовара была колба, в которую заливался керосин, там также был фитиль и регулятор пламени. Также существовал «спиртовой» самовар. В колбу заливается спирт, который при горении нагревал воду. Из-за сложности конструкции керосиновые и спиртовые самовары стоили очень дорого и особым спросом не пользовались.

Дорожные самовары. От стандартных самоваров они отличаются, в основном, только объемом и обязательными съемными ножками для лучшей транспортировки. Их брали в дальние путешествия.

Армейский полевой самовар. В основном, он был предназначен для офицерского состава. У такого самовара съемные ножки, краны с 3 сторон для быстрого разбора воды, ручки были с 4 сторон для удобства переноски.

Праздничный пасхальный самовар. Этот самовар напоминал по виду пасхальное яйцо. Такие самовары выставляли только один раз, на пасхальную неделю, а в остальные дни пользовались обычными самоварами. Если же в доме было несколько самоваров — этот дом считался богатым или зажиточным.

Известен праздничный самовар, в виде фонаря или так называемая «банка гранёная». Он очень толстостенный, потому что узоры на нём были сделаны кислотой. Существуют латунные самовары, расписанные под хохлому и жостовская роспись.

Основные части самовара

За исключением мелких деталей, самовар состоит из двух больших частей: «тулово» и «топка» (она же кувшин). Обе детали покрывались изнутри пищевым оловом, а также пайка всего самовара была оловянная. Олово, как известно, металл легкоплавкий, он плавится при трехстах градусах. Температура в топке самовара могла достигать 450 градусов, если он топился дровяными лучинами, и больше, если это был древесный уголь. Так что, если самовар наполнить не до конца, а, например, только до половины и развести в нём огонь, детали в нём распаивались и самовар приходил в негодность.

Внутреннее устройство самовара

Кроме того, конструктивной особенностью является то, что два основных элемента (тулово и топку) нужно соединять таким образом, чтобы получилось единое целое. Паять топку нужно специально, только внизу изделия. Такая сложность изготовления и обуславливает его большую цену. Поэтому даже в 19 веке такой бытовой прибор был далеко не всем по карману. Например, в крестьянской среде, самоваров практически не было. Были они у аристократии, в купеческой среде, в зажиточной городской среде у мещан и только при Александре III и Николае II, самовар стал более-менее входить в крестьянскую среду.

Производство самоваров

К концу 18 века производство самоваров в России стало концентрироваться в основном Туле. Хотя были и другие места их производства, например, фирмы Аленчикова-Зимина производили самовары в Москве и Петербурге. Производство самоваров в Туле легко объясняется тем, что там работали мастера-оружейники, которые умели хорошо обращаться с металлом. Некоторые из них переквалифицировались и стали выпускать самовары. Самовар в продажной цене почти не уступал оружию и поэтому их с удовольствием изготовляли бывшие мастера-оружейники. На протяжении 19 века в Туле было порядка 70 артелей, которые занимались изготовлением различных самоваров после революции 1917 года осталось всего два завода первый назывался «патронный завод», второй назывался «завод Штамп», который к слову, работает до сих пор и до сих пор выпускают самовары (правда в очень малых количествах).

Часть экспозиции

Часть экспозиции

Основные знаменитые мастера, которые работали в Туле: братья Ломовы, Баташовы, Шимарины, Воронцовы, Берта Генриховна Тейле, которая унаследовала фирму от своего мужа и другие.

Самовары также изготовляли в польском царстве в конце 19 века фирмой Фраже. Фирма Фраже известна тем, что они изобрели метод глубокого посеребрения. Их самовары были очень нарядными и очень ажурными, в основе своей самовар был медный с латунными элементами, поддон с ножками были латунными, поддувало, краник ручки, так же латунные.

Самовары сегодня

В наши дни самовары чаще всего используются для декора помещений, чтобы создать интерьер в «русском» стиле. В продаже имеются, как традиционные модели на дровах, так и электрические самовары. Основным производителем по-прежнему остается тульский завод «Штамп». Акцент при изготовлении смещен на дизайн, т.к. в наши дни самовар — это скорее предмет декора, а не первой необходимости.

Чаще всего современные покупатели используют самовар в загородном доме, на даче, в бане.

Мы надеемся, что после прочтения этой статьи у вас возникнет желание посетить музей «Дом Самовара» в Коломне, а может быть кто-то решится приобрести самовар. В этом случае мы можем смело порекомендовать вам интернет-магазин «Сеньор Фарфор». Также в магазине Сеньор Фарфор Вы можете купить фарфоровую посуду и другие предметы сервировки.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

История самоваров на Руси. Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках. В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. В XIX веке самовар "расселяется" в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького. Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой. Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе. Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром". Тула. Воздвиженская улица и Кремль. Участок улицы Воздвиженской в месте пересечения ее с улицей Петровской. Для нее, как и для других улиц города того времени, характерна застройка домами в один-два этажа с небольшими магазинами для мелкой торговли. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди. Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, С-Петербурга, Калуги. Впрочем, и Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных. Между тем, самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попова, в 1796-м - Михаила Медведева. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году - Андрея Курашева, в 1815 году - Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд. В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына - 320 штук, братьев Черниковых - 600 штук, Курашева - 200 штук, мещанина Маликова - 105 штук, оружейников Минаева - 128 штук и Чигинского - 318 штук. В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге самовары мастера Маликова завоевали малую серебряную медаль. В 1840 году за высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду. В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая. Что за причина столь быстрого развития самоварного промысла? Месторождения железных руд, выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула. Пополнялись ряды рабочих в самоварном производстве и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии. Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России. В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик с количеством рабочих 1362, из них в Туле -74 фабрики. На каждой работали от трех до 127 человек. В Тульском уезде - четыре фабрики с количеством рабочих от четырех до 40. Самое большое количество фабрик Тулы, а их было 50, приходилось на Заречье, там жили и работали оружейники. Уже в то время о самоваре складывались пословицы ("Самовар кипит - уходить не велит", "Где есть чай, там под елью рай"), песни, стихотворения.

Кто и когда придумал такую вещицу как самовар?

Самова́р - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр.

Самовар является таким же символом России, как балалайка и матрёшка.
http://ru.wikipedia.org/wiki/СамовР...

[править] История самовара
О появлении первых документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, С-Петербурга, Калуги. Впрочем, и Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

Между тем, самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.

В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попова, в 1796-м - Михаила Медведева.

В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году - Андрея Курашева, в 1815 году - Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 – 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд.

В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына - 320 штук, братьев Черниковых - 600 штук, Курашева - 200 штук, мещанина Маликова - 105 штук, оружейников Минаева - 128 штук и Чигинского - 318 штук.

В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая.

В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином - самовар «Паричко». Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности р

История появления на Руси самовара

Самовар - не просто кипятильник. Сегодня самовар не в моде. Однако в некоторых семьях ещё сохранилась замечательная традиция чаепития, когда у самовара собирается вся семья. Правда, сейчас самовары - электрические. А каких-то 50 лет назад этот удивительный предмет быта имелся почти в каждой семье.

Родом из Голландии

Спрашивается: как появилось сло-во «самовар»? Некоторые филологи утверждают, что у него тюркские кор-ни, и произошло оно от «санабара», что означает «чайник». Может быть и так, только вполне возможно, что все про-ще - это чисто русское сочетание напо-добие «пароход» или «самолет», так как на Руси варили не только еду, но и воду.

Интересно, что устройство, ставшее символом России, не является нацио-нальным изобретением. Его, наряду с другими диковинками, привез из Гол-ландии Петр I.

Пётр I

Классический голландский самовар

В том, что самовар при-жился в России, немалую роль сыграл холодный климат. Чтобы согреться, люди выпивали за день по 15-20 чашек чая! Кроме того, самовар, нагревая воду, обогревал и помещение.

Как и у большинства других вещей, у самовара есть предшественники. Это китайские хого, у которых была труба, но не имелось кранов, ибо они служили для подачи на стол супов и бульонов.

Хого

А также приборы, которые использова-лись в Древнем Риме для подогрева воды и варки пищи.

Римские приборы для подогрева пищи (аутепса и каеда)

Были у них и рус-ские родственники, например устрой-ства для приготовления сбитня - горя-чего напитка с медом и травами.

Сбитник

Всё дело в трубе

Первые русские само-вары как снаружи, так и изнутри напоминали английские сосуды для кипячения воды и были в ходу в середине XVIII века. К концу столе-тия самовар приобрел свои конструктивно-функциональные осо-бенности, сохранившиеся на долгие годы. Помимо трубы, помещенной внутри резервуара и окруженной со всех сторон водой, мастера придумали при-ставную трубу, которая надевалась сверху, снабдили самовар тягой. При этом все устройство еще долго сохра-няло сферическую форму и было до-статочно приземистым.

Самовар-шар 1760 годы

Самовар Конец XIX - начало XX в. Тула

Самовар - не просто кипятильник. Он настоящий химический реактор, в котором происходит смягчение воды, что немаловажно, ибо чай, заваренный в жесткой воде, просто-напросто не-вкусен. Вода кипит, образуется накипь, которая откладывается на стенках тру-бы и корпуса, основная оседает на дно. Поэтому настоящие мастера своего дела никогда не помещали кран внизу агрегата.

Чтобы самовар начал нагревать воду, его надо разжечь. А это целое ис-кусство. Налив в специальную емкость совсем немного воды (только для того, чтобы металл не расплавился), в го-релку клали тлеющие угольки, а затем набивали ее щепками или шишками. Сверху надевали трубу и раздували угли. В растопленный самовар залива-лась вода, и процесс начинался. При закипании самовар на первом этапе «пел», на втором шумел, на третьем - бурлил.

Первыми изготовителями самоваров в России были уральские умельцы. За-тем появились мастерские в Ярослав-ле, Москве, Петербурге, Вологде, Ко-строме. Лидером среди них стала Тула, получившая по праву статус «столицы самовара».

Первая самоварная мастерская была создана оружейником Федором Лисицыным, и в 1778 году его сыновья изготовили первый самовар. В1803 году мастерская превратилась в фабрику.

Самовар Лисицына.

Лисицыны выпускали очень интересные изделия с чеканкой и гравировкой, с замысловатыми фигурными кранами (например, в виде дельфина), с витыми и петлеобразными ручками, квадратные и овальные, бочонками и в виде ваз.

Самовары Лисицына.

Самовар Ивана Лисицына 1810 года находится в экспозиции Бухарского государственного историко-архитектурного музея.

Изящный самовар с ручками-петлями Назара Лисицына украшает коллекцию Калужского краеведческого музея.

Из-начально самовары делали из красной меди, латуни и томпака (сплав меди с очень маленькой добавкой цинка). Иногда их серебрили, золотили, а иной раз делали из серебра и мельхиора. Форма самоваров была самой раз-нообразной - в одной только Туле про-изводилось около 150 видов. Эскизы этих изделий рисовали известные ху-дожники и скульпторы, отсюда и насто-ящие произведения искусства в стиле рококо, ампир, модерн.

Самовар Воронцова (томпак)

Самовар «Ваза», 5л. - латунь, никель, 19 в. Тула

Самовар вошел и прочно обосновал-ся во всех слоях российского общества - от царского двора до крестьянской избы. Он стал не только олицетворени-ем русского образа жизни, но и опре-деленным выражением материального достатка. Так, в крестьянской среде самовар считался роскошью, ибо не только металлические изделия стоили довольно дорого, но и сам чай деше-визной не радовал.

А вот в городах была совсем иная картина. Самовары ставили в тракти-рах и на постоялых дворах, где они на-ходили применение не только для кипя-чения воды, но и приготовления пищи, сохранения ее в горячем виде. А с на-чала XIX столетия в самоварах стали варить и кофе.

Трактирный самовар

Самовар-«кухня».

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кухни.

Кофейный самовар.

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Встречался самовар и в еврейских местечках, недаром фокстрот «У само-вара я и моя Маша», пользовавшийся в 1930-е годы огромной популярностью, написала еврейская девушка из Ялты Фаина Гордон (в замужестве - Квятковская).

September 15th, 2013

"… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа "
Александр Блок

Самовар- по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» . Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура - культура чаепития.

Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая - 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством - снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.


Китайский самовар (хого) 火

Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».

Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.


В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.


Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.

В тридцатых годах XVIII века появляются пер-вые русские серебряные чайники для завари-вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго-товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова-ров и самоваров-«кухонь

Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова - беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная - четвертины, кумганы, чайники, винокуренная - казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.


СБИТЕННИК. XVIII в.

Предшественником чая в России был сбитень.

В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.

В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.

Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.

Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар - уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках - сбитенники - внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.

Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный» .

Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился - теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.

Сбитень - любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом - во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.

кофейный самовар

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Кофе, сбитень, чай - все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 - начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кух ни.

Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.

Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.

"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит.
"

(А.С.Пушкин)


дорожный погребец.

Для чайного и столового прибора предназначался погребец . Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.

Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.


Многие ходили в трактиры именно для чаепития:


«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.

За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.


Еще одна разновидность самовара (относительно размера) - это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра» , но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».

Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».


Высота самовара 23 см, ширина 11 см.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда - это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.

В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах мож-но было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для ох-лаждения вина: в центре фонтана также про-ходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство на-ливали вино.

Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.