Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

О деньгах, чувствах и ценностях в семье ресторатора аркадия новикова. фото

Аркадий Новиков пользуется славой одного из самых успешных рестораторов России. Его руками создана плеяда известнейших заведений, от респектабельного Vogue Cafe и элитарных Cantinetta Antinori и «Галереи» до демократичных «Маленькой Японии» и «Елок-палок». Много лет он открывает несколько авторских ресторанов в год, никогда не повторяясь и неизменно производя фурор каждым своим проектом.

«Я - увлеченный человек, - говорит Аркадий, - люблю новые проекты и стараюсь совершенствоваться с каждым из них. Для меня слово «интересно» стоит на одном из первых мест. А в нашем деле каждый раз все меняется в зависимости от того, где, как и для кого мы открываем ресторан».

Причем интереснее всего для Новикова - люди: и те, с кем вместе он работает над проектом, и те, для кого создаются рестораны, его гости.

Аркадий Новиков родился в 1962 г. Он говорит о себе: Я поздно повзрослел и в школе даже не задумывался, кем хочу быть. До пятнадцати лет читал сказки...

Окончив кулинарное училище N 174, Аркадий поступил в Академию народного хозяйства им. Плеханова, на факультет экономики общественного питания. Завершив образование, начал профессиональную деятельность в должности повара в ресторане Университетский, где работал около пяти лет. Затем работал заместителем шеф-повара в ресторане Гавана, шеф-поваром в ресторане Олимпийские огни. В 1990 г. стал шеф-поваром в Хард-рок кафе, открытом Стасом Наминым в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького.

Аркадий Новиков: До поступления в училище я не умел готовить, зато любил смотреть как готовит бабушка. А она меня с кухни гнала, говорила: Не мужское это дело! Когда я учился - все было очень интересно. Я рылся в книжках, мечтал приготовить что-то новое. Но вряд ли кто-то тогда верил, что из меня что-то получится. Зато теперь в училище висит памятная доска Здесь учился Аркадий Новиков.

90-е стали первым десятилетием настоящего успеха. Создание многочисленных оригинальных и успешных проектов принесло Аркадию Новикову заслуженную репутацию первого ресторатора города. В 1992 г. Аркадий Новиков открыл свой первый ресторан Сирена, ставший не только первым рыбным рестораном в Москве, впервые познакомившим москвичей с экзотическими в то время рыбными продуктами, которые есть теперь пракически во всех ресторах города, но и одним из тех ресторанов, с качественно новым подходом к кухне, обслуживанию, интерьеру и атмосфере, которые положили начало новому, пост-советскому этапу в развитии российского ресторанного бизнеса.

Можно определенно утверждать, что работа над этим проектом во многом определила нашу маркетинговую стратегию, - говорил впоследствии Аркадий Новиков. - Мы установили для себя, что совершенная кухня - обязательное требование, но не исчерпывающее условие успеха ресторанного дела. Каждый наш следующий проект был поиском интересной, всегда новой темы и кропотливой работой над воплощением задуманного.

К таким этапам стоит отнести создание в 1994 г. ресторана французской кухни - Клуб Т, в течение многих лет, называвшимся многочисленными рейтингами лучшим рестораном французской кухни в столице. В 1996 году появилась Царская охота - первый пост-советский ресторан русской кухни, ставший визитной карточкой города и русской кухни в целом, вернув к ней интерес и любовь посетителей. За десять лет своего существования ресторан не раз принимал почетных гостей, а в 1996 г. в нем состоялся знаменитый обед двух президентов - президента России Бориса Ельцина и президента Франции Жака Ширака.

Аркадий Новиков: Тогда интуиция вполне заменяла маркетинг.... Наплыв посетителей в Царской охоте был так велик, что пришлось закрыть ресторан и все переделать. Одним из решений проблемы с обслуживанием заказов стала телега - буфет с закусками.

В 1996 году Аркадий Новиков открыл ресторан Елки-Палки - первый демократичный ресторан с русской кухней и русской концепцией - сделав особый ресторанный стиль достоянием широких масс. Сейчас Елки-Палки - самая крупная российская сеть демократичных ресторанов с русской кухней.

Аркадий Новиков: Я спрашивал у каждого официанта - что бы ты сам хотел попробовать в ресторане? Ради чего бы ты туда пошел? Чего ты еще не видел? Они рассказывали, и все услышанное потом воплотилось в жизнь.

В 1997 г. открывается ресторан Белое солнце пустыни, положивший начало новой ресторанной моде на тематические и ностальгические рестораны.

В 2002 г. с открытием ресторана Бисквит получило популярность новое направление: модные рестораны-lounge.

Всего с 1992 г. в партнерстве с различными рестораторами и инвесторами Аркадий Новиков создал более 30 различных ресторанных проектов. Среди них: рестораны Царская охота, Сирена, Узбекистан, Маркет, Ваниль, Vogue-cafe, Галерея, Cantinetta Antinori, Бисквит, China Club, Бараshка и др., сетевые проекты с оригинальными концепциями в демократичном сегменте (Елки-Палки, Маленькая Япония, Пять звезд, Суши Весла, Киш-Миш, Елки-Палки по...).

Аркадий Новиков: Откуда я знаю какой ресторан надо открывать? Каждый может определить, попробовав суп, чего надо добавить - соли или перца. Вот и я приблизительно могу определить когда и какой ресторан открывать. Как только начну ошибаться, недосаливать или пересаливать, - все.

В 2002 году Аркадий Новиков создал собственное тепличное хозяйство Агроном в Горках-10 (Рублевское шоссе). Сейчас на территории 6 гектаров выращивается несколько тысяч экологически чистых растений. В их числе: клубника израильских и американских сортов, огурцы, помидоры, баклажаны, дыни, зелень. Продукты поставляются как в собственные рестораны Новикова, так и в другие ресторанные и розничные предприятия. С 2005 г. Аркадий Новиков занимается созданием и продвижением экологически чистой продукции под брендом NOVIKOV.

Аркадий Новиков: Изысканное блюдо - это в первую очередь высококачественные продукты. Ингредиенты могут гармонировать между собой или противоречить друг другу. Обязательные акценты - соус, особая степень готовности и изящное оформление. Собрать все это воедино может только повар очень высокого уровня.

В 2004 году Аркадий Новиков запустил несколько проектов в сфере гастрономической розницы совместно с бизнесменом Львом Хасисом. В октябре 2004 г. открылось российское отделение известной французской сети гастрономических бутиков Fauchon. В 2005 г. стартовал еще один проект - сеть продуктовых гастрономов класса премиум Глобус Гурмэ (к концу года уже работает два магазина сети). В сентябре 2005 г. открылось российское отделение французской сети деликатесных магазинов Hediard. Параллельно с развитием гастрономических магазинов Группа компаний А.Новикова начинает деятельность в сегменте soft-discount retail, открыв универсам Елки-Палки (универсам работает в формате у дома, в среднеценовом сегменте).

Летом 2005 года Аркадий Новиков принял участие в качестве ведущего в новом интеллектуальном реалити-шоу «Кандидат», совместном проекте телеканала ТНТ и телекомпании Junior TV. Телепроект является аналогом американского шоу The Apprentice с Дональдом Трампом, премьера которого состоялась в январе 2004 года и сразу же набрала самые высокие рейтинги. В российской версии реалити-шоу 16 претендентов борются за право стать топ-менеджером в группе Аркадия Новикова, с годовым контрактом 15 000 000 рублей.

Аркадий Новиков: «Мне нужен умный, порядочный, способный человек, умеющий хорошо организовать работу. Хороший менеджер - это специалист, который умеет принимать правильные решения».

В 2005 году Аркадий Новиков запустил следующие проекты: вторая точка сети японских ресторанов Япона Мама, ресторан современной провансальской французской кухни Casual, ресторан Shore House (cовместный проект с Группой Крокус), совместный проект с компаний Ligne Roset - мебельный бутик и ресторан Cafe Roset, казино Ангара, ресторан Аист.

Весной 2005 г. было объявлено о совметном проекте с компанией Боско ди Чильеджи, контролирующей Торговый дом ГУМ. До 2007 г. Группа Компаний А.Новикова откроет в ГУМЕ 16 кафе и ресторанов с оригинальной концепцией.

В декабре 2005 г. Группа компаний А. Новикова откроет пять ресторанов в новом кинотеатре Октябрь на Новом Арбате совместно с компанией КАРО. В ресторанный комплекс в кинотеатре Октябрь войдут два сетевых проекта - японский ресторан Маленькая Япония и кафе-кондитерская Делис, а также три новых проекта - итальянский ресторан Порто Черво, караоке-бар Октябрь и dj-бар Black October Bar.

Также среди ближайших проектов Аркадия Новикова: открытие ресторанного комплекса GQ Bar совместно с международным издательским комплексом Conde Nast, открытие ресторана Недальний Восток, создание сети пивных ресторанов, создание собственной кетеринговой компании Novikov Catering.

Аркадий Новиков: Меня часто спрашивают - собираюсь ли я расширять свою сеть. Всегда себе говорю - Хватит. Стоп. Но никак не могу остановиться!

Аркадий Новиков - один из основателей и член координационного совета Федерации Рестораторов и Отельеров с 2003 г. Лауреат Национальной премии Гостеприимство "2004 в номинации За личный вклад в развитие индустрии гостеприимства.

Лауреат премии Человек года GQ - 2004 г. в номинации Ресторатор года.

Аркадий Новиков: «Меня часто спрашивают - собираюсь ли я расширять свою сеть. Всегда себе говорю - «Хватит. Стоп». Но никак не могу остановиться!»

На данный момент Аркадий Новиков совладелец около 40 различных проектов в сфере ресторанного розничного и развлекательного бизнеса: Сирена, Узбекистан, Белое солнце пустыни, Весна, Веранда у дачи, Маркет, Ваниль, Vogue-cafе, Галерея, Cantinetta Antinori, Бисквит, China Club, Бараshка, Джусто, Кавказская пленница, Пирамида, Причал, Сыр, Япона мама, караоке-бар Крик и др.), семи сетевых проектов (Елки-палки, Елки-палки по…, Маленькая Япония, Пять звезд, Суши весла весла, Киш-миш, Делис-кафе), казино Ангара, магазина деликатесов Hediard, развлекательного комплекса Атрилэнд, компании NRG product (поставщик рыбы и морепродуктов), тепличного хозяйства Агроном;

С моей женой я знакомился дважды. Надя была подругой жены моего друга. Мне было 28, а ей - 23. Мы были знакомы, но близко не общались, просто часто встречались в одной компании. Она, конечно, меня привлекла: красивая девушка, живая, энергичная. Про таких говорят «кровь с молоком».

Через какое-то время я пригласил ее в первый ресторан «Макдоналдс», который тогда только открылся. Пока стояли в очереди, проговорили несколько часов и уже через шесть дней подали заявление в ЗАГС. Я понял, что это - мой человек, не знаю, как объяснить, чисто интуитивно. Все сошлось в одной точке. 15 сентября исполнилось 20 лет, как мы женаты.

Я и до встречи с ней задумывался о семейной жизни, но все-таки я не какой-то писаный красавец, а уж в молодости был еще хуже. Помню, моя будущая теща все вздыхала, даже во сне причитала: «Ох, и сколько было у нее красивых и пригожих мальчиков, сколько за ней ухаживали, а выбрала-то!»

Семейная жизнь зависит от множества составляющих. Во-первых, оба супруга должны быть умными. Должны уважать чувства другого и уметь находить компромисс. И обязательно должна быть совместимость - не только во взглядах, но и чисто физиологически, даже в запахах. Чтобы ничто друг в друге не раздражало. Потому что когда понимаешь, что тебя в партнере что-то бесит, - это страшно: одна деталь может все разрушить. Мне повезло: меня никогда не раздражала моя жена.

Есть женщины, у которых в руках все горит, а есть те, кто делает то же самое, но медленнее и более размеренно, аккуратно. Например, моя жена, еще когда была беременна первым ребенком, начинала печь пироги перед моим уходом на работу, а когда я возвращался, она только заканчивала их лепить. Хотя Надя вообще не очень любит готовить, а я не успеваю. В результате, как у многих, готовкой и бытом у нас занимаются «специально обученные люди».

В течение жизни мы меняемся, взрослеем. Во времена моей молодости у меня было четкое представление, что жена не должна работать. Мне казалось, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, готовить обеды. К тому же дети у нас появились почти сразу: спустя три месяца после той встречи в «Макдоналдсе» Надя уже была беременна. Плюс она очень ответственная: и за детьми, и за домом смотрела очень внимательно. А я занимался бизнесом и не задумывался, хорошо ли, что жена - домохозяйка. Просто не замечал этого. Бизнесом она стала заниматься случайно, как говорится, «ничто не предвещало». Но ее работа изменила и мое мировоззрение. Я понял, как важно, чтобы на определенном этапе жизни у женщины тоже была возможность самореализации. Иначе, когда вырастают дети и больше так сильно не нуждаются в маме, а муж погружен в свои дела, у нее наступает внутренняя пустота.

По складу характера моя жена совсем не бизнесмен. У нее нет акульей хватки. Она все-таки обычная женщина, что мне импонирует. У нее есть вкус, она не завистлива, но вот управляющим своего ресторана я бы ее не взял. Правда, своим бизнесом она занимается полностью сама - я стараюсь никуда не лезть, хотя, конечно, привык лезть, чего уж там.

В нашем доме я хозяин. Я лидер по натуре, но не деспот. Вообще в доме главным должен быть муж, хотя многие решения мы принимаем сообща. И никаких бунтов у нас в семье нет. Просто никто не давит друг на друга - ни я, ни она.

Моя жена не любит тусовки, а я люблю, мне нравится общаться с людьми. Она более закрытая и самодостаточная, не любит вмешательств в свою жизнь. Она знает во всем меру. А у меня просто такая «публичная» работа.

Я часто с ней советуюсь, в том числе и по рабочим вопросам. Мне не стыдно посоветоваться с умным и преданным мне человеком, не вижу в этом ничего плохого. Тем более что женщины более интуитивны и прозорливы, чем мужчины.

Не знаю почему, но у нас достаточно закрытый дом. Бывает разве что один-два человека в гостях, хотя сами мы любим ходить в гости. Нам, наверное, дома просто никто не нужен.

ЛИХАЧЕВА: 9.07 в столице. Доброе утро. Вы слушаете "Финам FM " . Меня зовут Елена Лихачева, здравствуйте. "С ресторанами у нас все в порядке, все есть, - говорит наш сегодняшний герой. - Не хватает парковок, и еще взаимопонимания и доброты. А мне не хватает отдыха. Я устал. Я вообще закрыл бы все рестораны и оставил один - свой". У нас сегодня в гостях самый знаменитый, самый известный ресторатор города Москвы, да и всей России, всея Руси, можно сказать - Аркадий Новиков. Доброе утро, Аркадий.

НОВИКОВ: Доброе утро.

ЛИХАЧЕВА: У вас даже с утра какой-то такой немного уставший голос. Ну, хорошо.

НОВИКОВ: Не выспался.

ЛИХАЧЕВА: Для начала рубрика "Статус".

СТАТУС: , ресторатор, предприниматель. 47 лет.

КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ: Окончил кулинарное училище номер 174, позже - факультет экономики общественного питания Академии народного хозяйства имени Плеханова. Работал на протяжении пяти лет в должности повара, затем - в должности шеф-повара в столичных ресторанах. В 92-м открыл свой первый ресторан "Сирена". Всего с 92-го года в партнерстве с различными рестораторами и инвесторами Аркадий Новиков создал около 60 ресторанных проектов. Среди них - рестораны "Царская охота", "Узбекистан", "Сыр", "Маркет", "Vogue-cafe", "Галерея", сетевые проекты в демократичном сегменте "Елки-палки", "Маленькая Япония", "Пять звезд", и другие. В 2002 году Аркадий Новиков организовал собственное тепличное хозяйство "Агроном", а с 2005 занимается созданием и продвижением экологически чистой продукции под брендом "NOVIKOV". Сегодня в группу компаний Аркадия Новикова входит около 50 различных проектов в сфере ресторанного, розничного и развлекательного бизнеса в разных форматах и ценовых сегментах. Аркадий Новиков - один из основателей и член координационного совета Федерации рестораторов и отельеров. Лауреат премии в области ресторанного дела и индустрии гостеприимства.

ЛИХАЧЕВА: Еще раз доброе утро. Спасибо, что вы к нам сегодня приехали. Скажите, пожалуйста, не в одном вашем интервью, в нескольких даже, я встречала подобного рода высказывания о том, что "Что-то как-то я подустал". Эта усталость - это род кокетства, или, в самом деле, вы немного устали?

НОВИКОВ: Немножко устал.

ЛИХАЧЕВА: Все-таки 50 проектов, даже больше - это чересчур?

НОВИКОВ: Я не знаю, чересчур это, много или нет.

ЛИХАЧЕВА: Для вас.

НОВИКОВ: Я еще помимо того, что уже открыл, делаю еще какие-то рестораны. Сейчас строится четыре или пять ресторанов, а может быть, больше ресторанов. Я уже запутался, уже просто потерялся в лесу этих ресторанов, серьезно. Совершенно не кокетничаю. Я вообще не могу понять, меня многие спрашивают сегодня, тоже задают вопросы, как у меня получается в этом во всем разбираться, работать. А я сам не знаю, как у меня это получается. Получается - а может, не получается. Может, это само собой работает. Хотя, конечно, у меня есть объяснения определенные, почему. Один все равно в поле не воин. За спиной должна быть команда, бригада, или как она называется. Полк.

ЛИХАЧЕВА: Аркадий, скажите, пожалуйста, сколько времени вы сами лично занимаетесь новым проектом? То есть, вы участвуете только на этапе формирования концептуальной идеи, а потом оставляете команде, своему полку, или какое-то время все-таки сами его…

НОВИКОВ: Хотите, скажу, что мне нравится делать? Я по-другому отвечу на вопрос.

ЛИХАЧЕВА: Давайте.

НОВИКОВ: Мне нравится создавать рестораны. Как вообще получается, как я открываю рестораны: в принципе, мне ничего не надо. Я просто жадный до каких-то новых идей, до проектов. Ко мне приходит какой-то знакомый, партнер или потенциальный человек, которого я знаю, и говорит: "Аркадий, у меня есть место, давай откроем". Я говорю: "Нет, не надо, я уже не хочу, я устал", а он говорит: "Ну, давай, пожалуйста, посмотри, пожалуйста. Давай просто посмотрим". Мы идем смотреть, у меня вдруг моментально рождается какая-то идея, и если нормальные, более-менее приличные условия, и человек этот соответствует моему представлению, что он нормальный, то мне сразу начинает хотеться что-то сделать. Все. Это первое. После этого мне интересен процесс, я не очень люблю заниматься грязной работой, стройкой, я вижу, как это будет выглядеть. Потом стройка заканчивается, начинается процесс декорации, который я люблю, но уже меньше. Это уже моя сфера. Ну, и потом, когда уже ресторан открывается, уже я в него, как рыбка, вплываю, и немножко, какое-то время, плаваю. Потом я поплавал, его открыли, я насладился в душе этим открытием, я понял, что проект получился, что уже люди ходят, что кому-то нравится, что вроде что-то получается, что деньги вроде идут, что окупается, и на каком-то этапе - все.

ЛИХАЧЕВА: Как отрубило, да?

НОВИКОВ: Нет, не как отрубило. Я понимаю, что не могу бросить, потому что за спиной мои партнеры, за спиной персонал, за спиной деньги, которые надо отдавать или возвращать, если это наши деньги. И это начинается бытовуха.

ЛИХАЧЕВА: А вдохновение переносится уже непосредственно на какую-то другую идею, другое место, да?

НОВИКОВ: Я часто слушаю какие-то передачи про семью, про любовь, про отношения. Мне иногда надоедает слушать музыку, я слушаю какие-то такие передачи философские. Там говорят о семье, о том, что это неинтересно, когда отношения становятся обычными, и тогда надо искать что-то еще. Слава богу, у меня в семье это не грозит, а вот что касается ресторанов, то я, наверное, наедаюсь, и у меня пропадает интерес. То есть, я ими занимаюсь, мне приходится ими заниматься, но уже я не кайфую.

ЛИХАЧЕВА: Поправьте меня, может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, ни один из ваших ресторанов не закрылся. Это означает, что все, что вы открыли - это успешные идеи. Полсотни проектов, и ни одного провального?

НОВИКОВ: 99% вроде все нормально было.

ЛИХАЧЕВА: А это у вас от рождения какая-то такая способность, или это благоприобретенная?

НОВИКОВ: Я думаю, что, наверное, в основном приобретенная. Естественно, конечно, я учился и становился в течение этих 47 лет. Наверное, где-то какие-то гены. Я все время говорю о том, что у меня в одном месте шило, потому что я не могу долго сидеть, и мне приходится… Я не могу сидеть - я все время хожу, мне хочется куда-то идти. Рассказывал сегодня, что у меня сын, когда… Когда я разговариваю по телефону, я не могу сидеть даже на стуле - мне надо обязательно ходить. Я хожу кругами. Сейчас заметил: сыну 13 лет, он разговаривает по телефону и тоже ходит кругами. Поэтому какие-то вещи приобретаются. Не знаю, мама у меня была активная достаточно, папа интересный человек был, интеллигентный. Не знаю. Наверное, бабушки, дедушки. Не знаю, кто.

ЛИХАЧЕВА: А Саша, ваша дочь - она такая же? У вас же двое - я для наших слушателей скажу - у вас Никита и Александра.

НОВИКОВ: Да, Никита - сын, Александра - дочка. Александра учится сейчас в институте в Лондоне. Талантливая девочка, в том смысле, что я думаю, она будет хорошим организатором.

ЛИХАЧЕВА: Это тоже в папу, конечно.

НОВИКОВ: Не знаю. Я не знаю, хороший я организатор или нет, но она, мне кажется, будет хорошим организатором. Я, знаете, задумываюсь, отчего вообще, почему люди становятся организаторами: они, может быть, иногда ленивы сами, им не хочется делать какие-то вещи самим, и им приходится кого-то просить или заставлять, организовывая.

ЛИХАЧЕВА: Ну да, организовывать людей вокруг себя.

НОВИКОВ: Вот это, я думаю, у нее от этого. То есть, она сама не большая любительница что-то такое делать своими руками, хотя, думаю, что не белоручка, но, тем не менее, я думаю, что она будет неплохой организатор. Не знаю, кто из нее вырастет, потому что все-таки еще молоденькая, но перспектива есть. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы она была счастливой в первую очередь, а хочет она работать - пусть работает, не хочет работать… Она хочет работать, только она пока не знает, кем она хочет работать, кем она хочет стать. Она хочет дальше продолжать по профессии, по которой она учится.

ЛИХАЧЕВА: Это кем?

НОВИКОВ: Она учится в London College of Fashion, модой хочет заниматься. Ну, не знаю, будет она заниматься или нет. Пока я ее прошу: "Саш, помоги мне что-то", она так аккуратненько в сторону уходит - не хочет помогать. Вчера я как раз по поводу этого с ней говорил, что я собираюсь новый проект делать, может она мне помочь? Пока она отказывается. Я думаю, что пока по причине того, что молодость, ей хочется, наверное, потратить на отдых, может быть, со своими друзьями, это же она занимается…

ЛИХАЧЕВА: А может быть, все-таки с таким знаменитым папой довольно сложно сразу начинать сотрудничество.

НОВИКОВ: Нет, нет. Для нее папа не знаменит. Для нее папа - это папа.

ЛИХАЧЕВА: А вы разве не замечали, что дети богатых знаменитых родителей - у них несколько такое сниженное стремление, амбиции, может быть, чуть-чуть сниженные? Они как-то так…

НОВИКОВ: У меня у самого амбиции не сильно высокие. Я думаю, что это, может быть, и не здорово, а может быть, и неплохо. С какой стороны посмотреть. Я спокойно отношусь к людям, у которых нормальные амбиции, приземленные. Это всегда от человека зависит. Я не знаю, есть у меня какие-то амбиции? Я хочу жить хорошо, а у меня нет амбиции стать миллиардером. Спросили бы меня - хотел бы я быть миллиардером? Наверное, хотел бы. Но что-то делать для этого я не хочу. Хотел бы я быть ресторатором всея Руси, как вы говорите? Нет, не хотел бы. Я не знаю, чего я хотел бы. Хочу жить, хочу получать удовольствие от жизни. Это сейчас говорю, как есть.

ЛИХАЧЕВА: Подождите, вы так говорите, как будто в будущем: "Я хочу получать". А сейчас вы разве не получаете удовольствие от жизни?

НОВИКОВ: Тяжело получать. Во-первых, невозможно все время получать удовольствие от жизни. За удовольствие надо что-то отдавать и работать. Хорошо, когда один ресторан, два, три, может быть. Когда их огромное количество - прежде всего, тяжело. Вам надо везде все попробовать, вам надо всем сказать, вам надо поправить и объяснить. А они, они, они, эти - не всегда слушаются. Иногда ленятся.

ЛИХАЧЕВА: Все примерно одно и то же, и так пятьдесят раз, да?

НОВИКОВ: И меня это убивает.

ЛИХАЧЕВА: Есть что-то неискоренимое и постоянно повторяющееся, что вас убивает. Как раз то, что они ленятся?

НОВИКОВ: Нет. Это называется одним словом: безразличие.

ЛИХАЧЕВА: Безразличие?

НОВИКОВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: Это самое страшное для вас?

НОВИКОВ: Это самое страшное не для нас. Для нас для всех, для нашей страны. Вообще все плохое происходит из-за безразличия. Это самое главное слово, от чего вообще мы должны излечиться. Это я говорю не про мою профессию, а про всю страну нашу, потому что мы можем быть безразличны к близким, к дальним, к своей работе, к здоровью, к стремлению к чему-то. Вот это самое страшное, меня это больше всего убивает. Меня убивают люди, которые ничего не хотят делать, которым до одного места, как он готовит еду, или как он обслуживает, или как он еще что-то делает.

ЛИХАЧЕВА: Вы сейчас так говорите, как будто это на самом деле ваша болевая точка.

НОВИКОВ: Однозначно. Это даже не болезнь - это диагноз, которым поражена вся страна.

ЛИХАЧЕВА: Вот прямо с языка сорвали. Я сейчас хотела спросить: вы думаете, это характерно исключительно для нашей страны, для российских людей, с российским менталитетом, или это, может быть, глобальный тренд последнего времени для всех европейцев, например? Я у них замечала какие-то пустые глаза. Но, может быть, мне не повезло немного. Давайте буквально на одну минуту прервемся, после этого продолжим именно с этого места. Еще раз представлю нашего сегодняшнего гостя. Нашего сегодняшнего гостя в Москве знают практически все, и очень многие люди, даже никак не связанные с ресторанным бизнесом, и не только у нас в Москве, но вообще в России, знают его. Это самый известный ресторатор, зовут его Аркадий Новиков. Буквально через одну минуту мы вернемся в студию "Финам FM ".

ЛИХАЧЕВА: И снова доброе утро. У нас сегодня в гостях Аркадий Новиков, самый известный, самый знаменитый московский ресторатор. Еще раз доброе утро, Аркадий, еще раз спасибо за то, что вы к нам сегодня пришли. Мы говорим о безразличии. Я до паузы задала вопрос, кажется ли вам, что безразличие - это исключительно российская черта, или, может быть, нет? Или вы чувствуете то же самое, путешествуя в Италии, в Европе, в Америке, неважно?

НОВИКОВ: Нет, я в меньшей степени это чувствую за границей, чем здесь. Просто я здесь работаю, у меня здесь много предприятий, много людей работает. Когда-то работало больше 10 тысяч человек, может, до 15 тысяч человек - фактически, целый завод.

ЛИХАЧЕВА: Сейчас поменьше, да?

НОВИКОВ: Да, мы от чего-то отказались, что-то продали. Сейчас меньше, наверное. Я не знаю, сколько сейчас работает до конца людей. Все предприятия разные. Но много людей, я просто вижу в массе: в массе люди не хотят работать.

ЛИХАЧЕВА: А вы как-то подразделяете - например, люди 30-летние меньше не хотят работать…

НОВИКОВ: Можно, я… Давайте так, я в принципе немножко постараюсь слезть с этой негативной ноты. То есть, многие не хотят, но многие работают нормально, и почему такое количество ресторанов, и, в общем-то, у нас не самые плохие рестораны. Но меня все равно они беспокоят. Давайте, чтобы совсем негативное убрать. А тоя так сейчас совсем раскисну, расплывусь по столу, и все будет плохо.

ЛИХАЧЕВА: А у вас нет такого ощущения, что, например, молодые больше хотят работать, а 40-летние - это какие-то потерянные люди, которые меньше хотят работать? То есть, это не характерно для какого-то определенного возрастного периода?

НОВИКОВ: Характерно для склада ума и того, что внутри у тебя на сердце - все от этого зависит.

ЛИХАЧЕВА: Исходя из того, что вы сказали, я так понимаю, ваша позиция не только в бизнесе, а вообще в жизни - она небезразличная. То есть, это вы во главу угла ставите.

НОВИКОВ: А я не знаю. У меня внутри это живет, я не могу пройти мимо валяющейся бумажки или валяющейся визитной карточки, которая упала оттого, что ее сдуло ветром. Я не могу мимо нее пройти. Я не понимаю, как можно пройти мимо и не заметить грязный стол или жвачку, которую бросил кто-то на пол, чтобы ее не соскрести и не выбросить. Я не могу понять, как человек, который работает, который должен за это отвечать, как раз не делает то, что я сказал. Не знаю.

ЛИХАЧЕВА: Ну, хорошо, а если мы сейчас оставим в стороне работу, что вас оставляет неравнодушным и заставляет ежиться? Не обязательно от возмущения - может быть, наоборот, от радости. Но не в бизнесе.

НОВИКОВ: Я люблю красивую картинку в окне или просто на природе. Я люблю красивую картинку с едой. Я даже не знаю, что еще. Мало, кстати…

ЛИХАЧЕВА: Красивые пейзажи, в том числе…

НОВИКОВ: Я люблю фенечки всякие, мне нравятся всякие… Нефритики я коллекционирую, мне нравятся.

ЛИХАЧЕВА: Раньше вы коллекционировали очень дорогие часы, теперь они у вас, я так понимаю, где-то дома ненужные лежат теперь?

НОВИКОВ: Вот новые часы.

ЛИХАЧЕВА: В основном теперь фенечки такие?

НОВИКОВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: Нефрит, я так понимаю, это последняя мода. Трогаете его все время?

НОВИКОВ: Нет, в кармашке все время.

ЛИХАЧЕВА: Подзаряжаетесь?

НОВИКОВ: Вообще. Может, поэтому у меня шило. Может, это не шило, а нефрит? Нет, у меня есть маленькая коллекция, я люблю… Не знаю, почему. Просто нравится мне этот камушек, не понимаю, почему.

ЛИХАЧЕВА: Нефрит очень многим нравится. Это же самый главный китайский камень, он соединяет все лучшие черты инь и все лучшие черты янь, поэтому он вам нравится. Это свидетельствует о хорошем вкусе, безусловно.

НОВИКОВ: Да? Даже дело не том, что вкус. Я не могу понять. Мне не хочется его держать в руках.

ЛИХАЧЕВА: Потому что это совершенство. В каком-то смысле это совершенство, именно поэтому многим хочется держать в руках нефрит. Непонятно, почему у нас в стране так ценно золото, платина, и так далее, или бриллианты, например. Вот бриллиант - это совершенно такой, знаете, янь. Это яркая выраженность янь. Поэтому он такой однобокий немного. И непонятно, почему его так любят - в нем гармонии никакой нет. Ладно, давайте не будем про камни.

НОВИКОВ: Давайте.

ЛИХАЧЕВА: Давайте все-таки про вас. Вы пошли в армию в 18 лет, и это какую-то ключевую роль сыграло в формировании, что ли, вас?

НОВИКОВ: Я не знаю. Может, и сыграло. Я считаю, что… Я доволен, что я пошел в армию, по крайней мере. Не знаю, хотел бы ли я… Как гражданин, наверное, надо, чтобы я хотел, чтобы мой сын пошел в армию, но вообще не хотел бы.

ЛИХАЧЕВА: Ну, и вообще он, конечно, не пойдет.

НОВИКОВ: Не знаю.

ЛИХАЧЕВА: Дай бог, чтобы не пошел.

НОВИКОВ: Пойдет, не пойдет - все будет зависеть от того, как… Все связано с законом. Если потребуется идти, значит, пойдет. Нет - значит, не пойдет. Что касается меня и армии: я пошел в 18, по-моему, лет, или в 19 - я уже не помню, сколько мне было. В общем, мне повезло: для меня это была реальная школа мужества. Реально. То есть, из такого совсем юного мальчика там из меня сделали взрослого человека.

ЛИХАЧЕВА: Какими-то щадящими способами, или обычной дедовщиной?

НОВИКОВ: Нет. Кстати, о дедовщине: мне повезло - у нас не было дедовщины. Везде была дедовщина, у нас не было дедовщины.

ЛИХАЧЕВА: Вы в каких войсках служили?

НОВИКОВ: Я служил: авиационная часть, род - охранные. Город Цхакая в Грузии. У нас была экспериментальная рота, где было 60 старослужащих, и 10 или 12 человек разного призыва. По идее, должна была быть настолько жестокая дедовщина - нет, не было. Я задумывался, почему. Дело в том, что у нас было оружие реальное. Если во многих войсках не было реального оружия, они стреляли только когда ходили на стрельбище, то у нас, в принципе, оружие было всегда, потому что мы все время выходили на посты. Это раз. Второе - это школа под Дмитровым была такая, она и есть, по-моему - Центральная школа военного собаководства, где я четыре месяца прослужил, проучился, мне дали там собаку и научили обращаться с собакой. После этого я поехал в часть. В этой школе тоже было выживание, потому что там непросто было учиться - и дрался, и зашивали мне губу.

ЛИХАЧЕВА: В каком смысле - зашивали губу?

НОВИКОВ: Ну, дрался, все бывает в армии. Приехала мама ко мне. У меня плечи и сейчас не широкие, а были еще уже, наверное. У меня была гимнастерка 56-го размера, у меня погон был где-то на середине руки. И подрался, у меня была разбита губа - такая веревочка. Приезжает мама ко мне проведать сына в армию: стоит сын с погонами вот так вот…

ЛИХАЧЕВА: Такой, с разорванной губой.

НОВИКОВ: Нет, еще губу мне зашили и завязали, такая веревочка завязанная.

ЛИХАЧЕВА: А я сначала подумала, что зашивали губы - в смысле, чтоб не разговаривал.

НОВИКОВ: Нет, нет. Зашита она была, рассечена. Нормально все. Потом я был в армии, в роте, в охране. У меня было 10 овчарок, я был вожатый караульных собак. У меня интересная служба, я ходил на посты, и когда провинился, сидел - к сожалению, был не идеальный солдат - 20 с лишним суток меня за разные в течение некоторого времени меня сажали на губу.

ЛИХАЧЕВА: Да вы хулиганье! 20 суток - это же прямо о-го-го!

НОВИКОВ: 24, по-моему, или 21, я не помню. Я не хулиган - так получалось. Один раз я подрался почему-то. Я не драчун вообще, но, тем не менее, на меня полез какой-то молодой лейтенант, который непонятно… Один раз прапорщик; один раз собака чуть не укусила замполита. Один раз нас поймали, чего-то мы там выпили. Хотя выпил-то я… Все трезвые были. Один раз я машину перевернул, "ГАЗ-66", заехал случайно в обрыв. Там не обрыв, там… Ну, слава богу, все нормально, но тем не менее.

ЛИХАЧЕВА: Нет, я не хулиган, нет-нет.

НОВИКОВ: Один раз еще что-то такое, да. Нет, у нас служба вообще интересная была, конечно, я кайфую, просто интересная. Мы ездили… Вы знаете, я так задумался, откуда у меня вообще жилка предпринимательства - она еще оттуда началась, из армии, потому что мы уже там что-то пытались… Мы косили сено, мы потом втихаря это сено продавали грузинам, они нам за это давали еду, давали деньги. Мы потом это все делили, у нас как общак. Мы в чайную все ходили, мы там неплохо жили. Потом местные жители загоняли скот, мы этот скот отлавливали, чтобы он не мешал самолетам летать, чтобы не выходили они на взлетную полосу, мы их ловили, они у нас потом это выкупали. Извините, конечно, я сразу могу извиниться, если кто слышит. Но, тем не менее, 10 рублей, за которые мы отдавали корову, не помешали. Я помню случай интересный. А там были коровы, быки, и у нас была работа - мы этих ловили быков, и один раз был буйвол - там буйволы в Грузии. И я поймал буйвола. А как буйвола ловишь? Ловишь его - типа лассо веревку накинул, и держу. А они смирные, в общем, спокойные такие. Я лассо накинул и веревку на руку намотал, и веду этого буйвола в стойло, чтобы потом его засадить, будем так говорить, за 10 рублей, в компанию. И вдруг что-то напугало эту корову, буйвола, и он побежал. А там были колючки. В общем, метров 10-15 он меня протащил. Все нормально, я чуть-чуть поцарапался - повезло, в общем. Повезло. Там колючи какие-то были, я успел размотать эту веревку, которая была на руке, а так не знаю, сколько бы он меня протащил. Осталось бы меня половина, наверное. В общем, интересно. И служба интересная была, и ребята нормальные были, и видел жестокость, видел людей, которые умирали. Видел дружбу. Научили.

ЛИХАЧЕВА: Настоящая школа жизни, можно сказать, да?

НОВИКОВ: Ну, научили. Я не знаю, хотел бы я, чтобы мой сын так учился, но меня, по крайней мере, это закалило. По крайней мере, мне показалось, что я стал мужчиной.

ЛИХАЧЕВА: Давайте буквально на три минуты мы прервемся. После этого продолжим. Интересно, как вас занесло в кулинарный техникум - как-то или к этому склонность, наверное, нужно было иметь с детства. Знаете, я, когда с некоторыми рестораторами разговариваю, они говорят: "Я в шесть лет уже маме пироги помогал печь". У вас, я так понимаю, получилось опять случайно несколько?

НОВИКОВ: Да, у меня случайно.

ЛИХАЧЕВА: Давайте буквально через три минуты мы продолжим. Я еще раз представлю нашего сегодняшнего гостя. Это самый знаменитый ресторатор, я еще раз представлю, всея Руси, потому что это правда.

НОВИКОВ: Зовите меня просто "известный", ладно?

ЛИХАЧЕВА: Договорились. Вторую часть программы я буду называть вас просто "известный", как в той самой сказке.

НОВИКОВ: Хорошо.

ЛИХАЧЕВА: Прервемся на три минуты, вернемся в студию "Финам FM " после кратких новостей.

ЛИХАЧЕВА: И снова доброе утро. У нас сегодня в гостях просто известный ресторатор, как мы договорились, Аркадий Новиков. В представлении это имя не нуждается.

НОВИКОВ: Помните, "Просто царь".

ЛИХАЧЕВА: Да-да-да. И еще, помните, по-моему, тоже у Шварца: "А вы вовсе и не великий какой-то там король, а просто выдающийся, да и только!" Что-то такое. Да, точно, это "Обыкновенное чудо" Шварца. Ну, ладно, не суть. Мы с вами остановились на том, как вас занесло в кулинарный техникум. Я так понимаю, это тоже случайная довольно история вышла, или нет?

НОВИКОВ: Вообще случайно.

ЛИХАЧЕВА: Вообще случайно?

НОВИКОВ: Да. Я в 17 лет вообще не понимал, кем я хочу быть, после школы. Попытался я, по-моему, поступить в институт - я уж не помню - автодорожный, по-моему, институт был. Я хотел в автодорожный и железнодорожного транспорта. Куда я не поступил, я сейчас не помню - то ли туда, то ли туда. В общем, короче, я не сдал экзамены: какой-то сложный вопрос был совсем, хотя математику вроде, мне казалось, что я знал неплохо. В общем, я не поступил, и вообще у меня прострация, потому, что у меня вообще не было никаких идей. И мама мне сказала: "Хочешь - иди", - там рядышком с домом нашим, где мы жили, как раз Раменки, в Раменках было училище кулинарное. Я подумал, я так всегда говорил, что копаться, на мой взгляд, в сливочном масле куда лучше, чем в машинном.

ЛИХАЧЕВА: Кстати, хорошая поговорочка.

НОВИКОВ: Да. И я решил пойти… Как решил - просто пошел, и все. даже не решил, не раздумывал. пошел - и пошел. Вы знаете, удивительно, что буквально с первых дней прямо я как будто понял, что это моя история. Знаете, я даже не понимал. Во-первых, я учился средненько в школе достаточно, я был троечник-двоечник. Может, у меня были где-то четверки. В общем, отстающий ученик был. Не знаю, почему. Видимо, так, знаете, в школе как бывает: если завелось, если на нем поставили такой уголочек…

ЛИХАЧЕВА: Лейбл такой прилепили.

НОВИКОВ: Да, что он такой - так оно и есть. Я училище закончил с отличием, причем мне нравилось. Я просто кайфовал, я летал. Мне нравилось резать, мне нравилось варить. Я кайфовал от новых каких-то рецептов, самых простых. Вот просто нравилось мне. Наверное, я понимал, что я чувствую вкус, я не знаю. Я смотрел мультик про этого крысенка…

ЛИХАЧЕВА: "Рататуй".

НОВИКОВ: "Рататуй", да. И, наверное…

ЛИХАЧЕВА: Настольный мультик, мне кажется, всех рестораторов и поваров.

НОВИКОВ: Я не знаю, настольный, но я там себя узнавал.

ЛИХАЧЕВА: В этом крысенке?

НОВИКОВ: В этом крысенке, да. Реально узнавал. Причем это вот реально, я прямо…

ЛИХАЧЕВА: Вы даже чем-то похожи - в хорошем смысле слова.

НОВИКОВ: Я хотел даже… Я, кстати, озвучивал рекламу этого фильма, этого самого крысенка, мне так понравилось. Меня, правда, не взяли потом на озвучку основного мультика.

ЛИХАЧЕВА: Ну, это довольно сложно, там такой персонаж очень сложный, там профи должен быть.

НОВИКОВ: Да. Короче, мне нравилось. А потом я закончил училище, стал обычным поваренком, пошел работать в ресторан "Университетский". Я считаю, мне повезло, что я туда попал.

ЛИХАЧЕВА: Это вы там, где "Сирену" открыли - тот самый?

НОВИКОВ: Нет. "Университетский" - это был при гостинице "Университетской" на Мичуринском проспекте. Площадь Индиры Ганди. Там мне повезло, что там работали ребята, которые были обычными советскими поварами, но они меня научили готовить, они научили меня правильно разбираться в еде. То есть, меня учили и там, и там. Я благодарен им, спасибо, и училищу. И еще у меня был один учитель, который меня научил пахать. Это был шеф-повар в ресторане "Гавана". То, как я сейчас работаю - это сдача от той работы, у меня так товарищ мой говорит: сдача.

ЛИХАЧЕВА: Это что значит - сдача?

НОВИКОВ: Сдача - это…

ЛИХАЧЕВА: Малая часть.

НОВИКОВ: Малая часть того, как я пахал, когда я работал заместителем шеф-повара ресторана "Гавана". Это было нечто. Вот это была работа. А сейчас я так, просто устал.

ЛИХАЧЕВА: Погулять вышел.

НОВИКОВ: Просто устал. А тогда была работа, тогда было тяжело.

ЛИХАЧЕВА: А вы себя как бы оценили по десятибалльной шкале именно как повар? Все знают, что вы действительно очень талантливый ресторатор, бизнесмен, и хватка у вас, та самая чуйка, какая-то невообразимая. Но как повар, как профессионал, вы на сколько бы себя оценили? От одного до десяти.

НОВИКОВ: Баллов на шесть, на семь.

ЛИХАЧЕВА: То есть, не сильно много?

НОВИКОВ: Ну, как это может быть много?

ЛИХАЧЕВА: Для того чтобы много, наверное, не один десяток лет надо?

НОВИКОВ: Знаете, чем отличается тренер от игрока хорошего?

ЛИХАЧЕВА: Ну, тренер не обязательно должен хорошо играть, конечно.

НОВИКОВ: Вот и я - я понимаю, разбираюсь в еде, могу определить, вкусно или невкусно. Даже могу поумничать, сказать, чего не хватает, в общем-то. Но приготовить - должен быть опыт, должна быть ежедневная работа, знание, чувство, чуйка, звук, слух, руки - все, что угодно. Голова, время, опыт, знания. У меня мало. Мало, и потеряна квалификация. У меня была мечта вести кулинарную программу. Наверное, если бы у меня сложилось, я бы, наверное, начал учиться, заниматься, потратил бы больше времени. Но я тоже понимал, что если я буду вести, картинкой-то зрителя не обманешь, и камеру не обманешь. Картинка - она и будет картинкой. Я все равно такой человек, который знает. У меня есть один товарищ - Вова. Он знает, если будет слушать. Я раньше играл на бильярде, я люблю играть, в принципе, даже получается у меня немножко. А он - просто талант. У него все, что связано с шарами, вообще все идеально. И он все время мне клал руку на плечо, и говорил: "Ты, Аркадий, игру любишь, знаешь, но не понимаешь". Поэтому тут надо уметь, знать, понимать, чувствовать. Конечно, надо быть опытным. Нет, я разбираюсь в еде, еще раз говорю, без ложной скромности, но если оценить себя - не больше того, что я сказал.

ЛИХАЧЕВА: Не больше шести-семи.

НОВИКОВ : Да.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Давайте вернемся к тому, в чем вы понимаете абсолютно все. Вы…

НОВИКОВ: Я не могу сказать, что я понимаю абсолютно все.

ЛИХАЧЕВА: А что вы еще не поняли?

НОВИКОВ: Вы еще вопрос не задали, но это неправильная сразу постановка. Не может человек понимать абсолютно все даже в том, что он делает.

ЛИХАЧЕВА: То есть, человек, который открыл полста проектов, из них только 1% не особенно успешны, то есть закрыты. 99% - успешны. И вы не особо все понимаете, не до конца? Хорошо, что вы не понимаете в ресторанном бизнесе?

НОВИКОВ: Нет, я все понимаю.

ЛИХАЧЕВА: Что же вы тогда?..

НОВИКОВ: Я не говорю, что идеально. Я понимаю, но я делаю ошибки. Я же делаю. Человек не может не делать ошибки. Я делаю какие-то ошибки.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо, расскажите про ваши ошибки, потому, что все любят рассказывать, и любят спрашивать про достижения, а вообще-то полезно очень послушать про ошибки, потому что это, во-первых, многим поможет - может быть, кто-нибудь, в отличие от меня, учится на чужих ошибках.

НОВИКОВ: Ошибки, ошибки, ошибки. Мне сложно говорить об ошибках. Наверное, может быть, сейчас нет ошибок у меня. Давайте так: может быть, не совсем грамотно я себе подбирал персонал - раз. Может быть, не совсем правильно почувствовал где-то, в каких-то проектах, сам концепт. Мы недавно сделали один проект, я не буду говорить, какой - переделывали один из ресторанов, который, я считаю, не нужно было вообще делать, все это неправильное место, и не надо было его трогать. И он так работает…

ЛИХАЧЕВА: Где какое-то время шел ремонт, а потом его перепозиционировали? Этот ресторан? Ну, не будем называть, хорошо.

НОВИКОВ: Да. Уже двадцать пятый раз мы его переделываем, и все…

ЛИХАЧЕВА: И что-то там ничего не идет.

НОВИКОВ: И все не идет, да. И думаю, что мы опять ошиблись. Два - это, наверное, с самой идеей, с самим концептом. Хотя казалось мне, вроде должно пойти. Ну, где-то, значит, не догоняю. Ну, может быть, еще мелкие какие-то ошибки - я их вижу, но сложно это оценить. Может быть, не хватает времени где-то на дегустацию.

ЛИХАЧЕВА: Аркадий, как вы думаете, среди открытых вами ресторанов есть ли какие-нибудь проекты, которые успешны не потому, что они грамотно сделаны, а потому, что под ними подписались вы? То есть, я хочу сказать, с какого-то момента зачетка, известно, начинает работать на того, кто этой зачеткой владеет. То есть, сначала ты на имя, потом имя на тебя. Есть ли такие рестораны, по вашему мнению? То есть, они, в принципе, хорошие рестораны, но если бы кто-то другой их открыл, не было бы там успеха.

НОВИКОВ: Я вообще очень спокойно отношусь к своей вот этой "знаменитости", или бренду, как мне говорят. Я все-таки думаю, наверное, это, может быть, помогает где-то. У меня есть определенное количество гостей, которым нравится то, что мы делаем. Но думаю, что все равно за каждым рестораном стоит или достаточно удобное место, или правильно подобранный концепт для этого места. Соответственно, менеджер, повар, дизайн, атмосфера - я думаю, что это основное. То есть, процентов, наверное, восемьдесят или девяносто - это последнее. Может быть, процентов десять-двадцать - это имя, как вы говорите. Наверное, оно есть. Потому что ко мне с уважухой относятся, прямо по-настоящему, мои коллеги из других ресторанов. Я сейчас был в ресторане в Екатеринбурге, который открыл Федя Бондарчук - не знаю, с партнерами, без партнеров - пиццерию. Я зашел туда, меня сразу увидел повар-итальянец - встречали, менеджеры подходили, спрашивали, сидели, угощали. Я уговаривал их, чтобы я счет оплатил, они говорили: такой крутой, как вы, не должен платить. Федя, спасибо тебе. Или в каких-то других ресторанах тоже я прихожу, мне там тоже начинают сразу внимание - это в Москве, и даже где-то за границей. Конечно, такая гордость существует. Приятно. Я, конечно, без зазнайства, но мне приятно, что люди с уважением относятся, что я какой-то авторитет.

ЛИХАЧЕВА: В хорошем смысле слова, да.

НОВИКОВ : Да.

ЛИХАЧЕВА: А что касается других имен - вы со Стасом Наминым открывали "Царскую охоту", допустим, вы с Бондарчуком открывали. Достаточно длинный список знаменитостей. Или, например, "Дымов № 1" - тоже гость нашей программы не так давно.

НОВИКОВ : Хороший парень, правда?

ЛИХАЧЕВА : Очень, да.

НОВИКОВ: Да. Перспективный.

ЛИХАЧЕВА: Да. Так вот, другое имя играет какую-то роль в том, выстрелит ресторан или нет, будет он популярным или нет?

НОВИКОВ: Думаю, что играет.

ЛИХАЧЕВА: А вы, по какому принципу выбираете - если есть вообще, в принципе, принцип?

НОВИКОВ: Я не выбираю никогда.

ЛИХАЧЕВА: То есть, приходят к вам, предлагают?

НОВИКОВ: Стас на самом деле пришел. Я у Стаса Намина работал, и когда я уже открыл первый ресторан…

ЛИХАЧЕВА: Это чуть ли не первое ваше место работы было - одно из первых, да?

НОВИКОВ: Да, да. Он меня тогда порекомендовал, я даже... Тогда Рублевку-то еще никто не знал, тогда Рублевки-то не было. Я еще думал. Я еще, представляете, я тогда мог купить вообще все, что вокруг. Если бы я купил - тогда это даже не продавалось, это можно было собрать просто так.

ЛИХАЧЕВА: Ну ладно, что теперь жалеть? Ну, не купили. Купили хотя бы "Царскую охоту".

НОВИКОВ: Да, хотя бы "Царскую охоту". В общем, короче, Стас, Вадик… Мы с ним не потому, что он популярный, а потому что он прост правильный парень, таких людей мало, на таких людей надо равняться вообще. Такие были бы все, как Вадик - было бы, наверное…

ЛИХАЧЕВА: Вадик Дымов, я так расшифрую.

НОВИКОВ: Да, Вадик Дымов, да. Может быть, и жили бы по-другому. А кто еще? Федя Бондарчук - ну, Федя - он и есть Федя: талантливый, знаменитый, известный, работоспособный. Степа Михалков - человек, который тоже со вкусом с огромным, с именем, с любовью к работе. Понимает, как должно быть, что должно быть. Мне кажется, партнер - это очень важный персонаж в ресторане. От них очень много зависит, насколько успешный ресторан или нет.

ЛИХАЧЕВА: А все ваши рестораны партнерские, или есть, которые принадлежат исключительно вам?

НОВИКОВ: В основном все партнерские. У меня даже жена является где-то партнером.

ЛИХАЧЕВА: Ну, у нее же еще есть свой бизнес - у нее магазины?

НОВИКОВ: У нее еще свой, да.

ЛИХАЧЕВА: Я надеюсь, у нас еще будет время поговорить о том, чем занимается ваша жена. Давайте мы буквально на одну минуту прервемся. Аркадий Новиков, известный ресторатор у нас сегодня в программе "Они сделали это!". Через одну минуту мы вернемся в студию "Финам FM ".

ЛИХАЧЕВА: И снова доброе утро. У нас сегодня в гостях Аркадий Новиков, который сделал около 50 различных проектов, в том числе и "Кавказская пленница", и "Сыр", и "Узбекистан", и "Маленькая Япония", и "Царская охота", и "GQ Bar", и "Япона Мама", и "Суши весла", и "Елки-палки". Если я сейчас буду перечислять, то мне времени просто не хватит, поэтому на этом пока закруглимся. Я бы сейчас хотела спросить по поводу ваших других проектов. За последнее время интересные, любопытные, занимающие вас, увлекающие вас проекты есть? Например, кроме ресторанов?

НОВИКОВ: Меня какое-то время увлекал проект, связанный с продуктами, с овощами.

ЛИХАЧЕВА: Это то, что "Агроном", да? Где вы выращиваете…

НОВИКОВ: Да. Увлекал меня этот проект.

ЛИХАЧЕВА: А сейчас с ним что происходит?

НОВИКОВ: Он работает. Так же работает ровно, как есть. Даже думаю, что, насколько я понимаю, в ближайшую неделю я буду встречаться, организовываю встречу президента с предпринимателями, где попробую я, может быть, сформулировать вопрос президенту, который…

ЛИХАЧЕВА: Президенту какому? Медведеву?

НОВИКОВ: Да. По поводу продуктов как раз. Связанный с продуктами. Что происходит в стране. Попробую задать, и даже у меня есть какое-то свое представление в связи с тем, что у меня уже что-то есть, связанное с продуктами, попытаюсь задать ему…

ЛИХАЧЕВА: Хотите предложить ему какую-то концепцию прямо уже?

НОВИКОВ: Хочу предложить, может быть, я не знаю, насколько это может работать. Я считаю, у меня есть понимание, почему не работает у нас само производство продуктов в стране.

ЛИХАЧЕВА : Почему?

НОВИКОВ: Тогда меня уже не позовут. Да нет, я могу, у меня нет секретов. Я считаю, что каждый из нас, имея деньги, может создать любое предприятие. И самая большая проблема заключается даже не в организации. То есть, сделать колхоз или создать производство может каждый, а вот продать - оказывается, нет.

ЛИХАЧЕВА: То есть, организация сбыта - самый уязвимый момент?

НОВИКОВ: Организация сбыта. И вот когда ты начинаешь… Например, я вырастил помидоры. Я вырастил, они могут быть очень хорошие технология - пожалуйста, деньги найти можно, земля или что-то есть, упаковка есть. А вот как только ты произвел - все, начинаются проблемы. У тебя есть помидоры, но пойди, попробуй их продай, потому что когда ты начинаешь продавать, тебя так опустят, что тебе становится это невыгодным. И идея такая может быть: мне кажется, государство должно помогать реализовывать продукцию, дотировать сельхозпроизводителя не на момент, когда он начинает производить - это на мой взгляд - а на последнем этапе. Должно быть выгодно продавать и выгодно покупать. Например, супермаркет покупает помидоры по цене, грубо говоря, 10 рублей, а часть из них платит в колхоз государство. И тем самым мы отрубаем закупку продукции за границей и начинаем производить свое. И как только наша продукция становится очень хорошей, автоматически эта дотация через какое-то время будет уменьшаться и уменьшаться. Мы начинаем использовать свои продукты. То есть, это будет выгодно и магазинам, которые будут покупать нашу продукцию, и выгодно производителю, потому что он получает в полном объеме свои деньги, которые он потратил. Мне кажется, тогда это начнет работать.

ЛИХАЧЕВА: Знаете, тут нужно еще обязательно предусмотреть, чтобы было выгодно чиновникам, иначе они все это затормозят. Это как силу природы надо воспринимать в любом случае. То есть, их каким-то образом надо тоже заинтересовать, а вот тут, мне кажется, этот пункт упущен. Нет?

НОВИКОВ: Ну, я не знаю. Да, вы правильно иронизируете.

ЛИХАЧЕВА: Я не иронизирую.

НОВИКОВ: Ну, не знаю, да. Давайте перейдем… Я не знаю, как вы задаете вопросы, мне просто интересно. Ни в одном моем ресторане, ни в одном, к сожалению, мы не используем российское мясо для жарки. Ни в одном, к сожалению. Да, котлеты - пожалуйста, может быть. Ни в одном.

ЛИХАЧЕВА: То есть, оно настолько некачественное, что его есть нельзя?

НОВИКОВ: Его нет просто. Его нет.

ЛИХАЧЕВА: А, его нет?

НОВИКОВ: Его нет. Недавно ко мне пришел человек, говорит: "У нас есть коровы. Хочешь, у нас покупать их будете". Я хочу, я мечтаю. Я говорю: "Ну, давайте. Только нам нужно определенный кусок мяса, определенный сорт, мягкое". Он приходит ко мне, и говорит: "Ты знаешь, Аркаша, мы не можем определенный кусок - мы можем тушу или полутушу". А что я буду делать с полутушей? Вот они вырастили, а продать не могут. Проблема заключается в последнем. Обязательно это нужно. Опять, мы продаем те же самые помидоры, которые мы выращиваем, за три копейки. Невыгодно производить.

ЛИХАЧЕВА: Вы в своем хозяйстве - у вас есть хозяйство, называется "Агроном" - вы там выращиваете несколько культур. Вы выращиваете только для своих ресторанов? Вы не продаете нигде. То есть, у вас нет практического… Потому, что в теории звучит замечательно, но вы практически можете предложить модель?

НОВИКОВ: Невыгодно. Колхозу невыгодно продавать ресторану. Удивительно. Сегодня мне домой привезли на пробу (я еще не пробовал) специальные помидоры, которые хочу я использовать для приготовления пасты - такие немножко подвяленные чуть-чуть. Они на веточке, которые должны быть сладкие прямо. Не зеленые, которые потом доходят в коробке, а вкусные. Я еще не пробовал, но думаю, что нормальные. Мы что-то где-то немножко используем. Но глобально это невыгодно. Глобально выгодней продать за три копейки какому-то дяденьке, который отвезет это потом на рынок или еще куда-то, где-то договорится. Невыгодно, невыгодно, невыгодно, невыгодно, потому что это никому не надо, потому что все хотят купить за три копейки. А за три копейки невозможно купить хорошее. Это у нас тоже еще одна проблема. Дешево хорошо не бывает. Это невозможно, надо понимать. Эта страна - это тоже непонимание, что не может быть дешево и хорошо. Не бывает такого.

ЛИХАЧЕВА: Я вам пожелаю, чтобы эта встреча состоялась, та самая встреча с нашим президентом. Вы всерьез собираетесь ее организовывать, и ее, и некоторое количество предпринимателей, которые могли бы сдвинуть с мертвой точки, правильно я вас понимаю?

НОВИКОВ: Попробуем.

ЛИХАЧЕВА: А зачем вы вступили в "Единую Россию", мне интересно? Чтобы потом иметь возможность организовывать встречи с президентом, или какая-то корысть? Зачем?

НОВИКОВ: Да нет у меня никакой корысти.

ЛИХАЧЕВА: Просто это же нужно какие-то… Это же не какое-то спонтанное решение: шел-шел, увидел пирожок - купил. Это же надо какую-то цепь действий совершить обдуманных.

НОВИКОВ: Нет, на самом деле, я не пришел туда и не сказал: "Примите меня в члены партии". Мне сказали мои друзья, которые руководят партией, которые в руководстве, не хотел ли бы я? Я подумал: почему бы и нет? А почему бы нет? На самом деле, встретиться с президентом - для этого не нужно быть членом партии.

ЛИХАЧЕВА: Здесь я иронизирую, я понимаю, да.

НОВИКОВ: Да я не знаю. Я не могу сказать, что я такой прямо партдеятель. Я не то, что не сильно верю в идеи какие-то социализма, коммунизма или… Я небезразличный человек. Мне очень импонирует то, что говорят с трибуны некоторые наши руководители, и то, что руководители партии… К сожалению, не все воплощается в жизни - многие вещи не делаются или растворяются где-то. Но, в общем-то, я знаю многих людей, которые наверху, которые… Хотел сказать - которые на меня похожи. На которых я похож, потому что они такие же небезразличные. И которые умные, и… Мне нравится, для меня это определенный пример. Я сейчас не говорю про…

ЛИХАЧЕВА: А назовите поименно. Страна же должна знать своих героев. Даже интересно, что это за большое количество неравнодушных, небезразличных к своей стране людей там.

НОВИКОВ: Я не хочу называть не первых лиц… Я не хочу, я считаю, что это не нужно. Хотя, в общем, почему и нет? Я считаю, что… Мне нравится Путин. Реально. Такой прямо ух! Грамотный. Мне нравится, что он жесткий, Мне нравится он. Мне нравится, что человек, если стукнет по столу, тогда что-то происходит. Мне кажется, я тоже такой же. Я не люблю, когда много раз говоришь, и потом люди ничего не делают. Мне нравится Дмитрий Анатольевич Медведев - молодой совершенно, отличающийся по своему характеру от Путина, который, в принципе, где-то, если говорить о том, что они вместе работают, дополняет, или наоборот. Один другого дополняет. Такая вот у них…

ЛИХАЧЕВА: Аркадий, скажите, пожалуйста. Представляете, у нас же разные истории случаются с предпринимателями в России. С какого-то момента некоторым предпринимателям перестает нравиться политика нашего государства. Ну, раз - как-то взяли, отобрали. Такое же ведь бывает. Вам и тогда будет нравиться то, что это может произойти у нас в стране, и никто не защитит?

НОВИКОВ: Мне не нравится, когда отбирают. Мне не нравится, я считаю, что это неправильно. Отбирать нельзя.

ЛИХАЧЕВА: Но это же происходит.

НОВИКОВ: Происходит, к сожалению. Вы знаете, есть проблема. Если мы говорим о том, чем мы отличаемся от других - немножко у нас двойная мораль определенная. Я себя, я не знаю, насколько это правильно, иногда ставил на место руководителей.

ЛИХАЧЕВА : И?

НОВИКОВ: Многие вещи я бы делал так же, как они. К сожалению. Хотя с чем-то много не согласен. У нас так вот… Такие мы к сожалению, так у нас должно быть. Мне так кажется.

ЛИХАЧЕВА: Это такой российский, свой…

НОВИКОВ: Русский.

ЛИХАЧЕВА: Русский путь, да?

НОВИКОВ: Да. Думаю, что, к сожалению. Я себе задавал… Со многими вещами я не согласен, просто со многими. Если бы я там был - наверное, я так поступал бы, наверное. Я так думаю. Не люблю политику, на самом деле, я не политик, и не собираюсь использовать членство "Единой России" для своих каких-то политических или карьерных ростов или целей. Нет, я просто… Не знаю. Я считаю, что если говорить о "Единой России", не только я нужен партии - партия нужна мне, в принципе, как инструмент для достижения каких-то определенных целей даже в своей профессии. Я считаю, этим не надо стыдиться, надо говорить. То есть, я не прихожу и не говорю: дайте мне помещение, я открою сейчас один ресторан, не прошу никаких льгот, а просто хочу, чтобы моих предприятий было больше, чтобы мы больше создавали рабочих мест, чтобы люди получали удовольствие, те, кто к нам приходит. Я считаю, что это нормально, и нечего стыдиться.

ЛИХАЧЕВА: В теории все хорошо. Дай бог…

НОВИКОВ: А в принципе, любая партия создана только для одного - чтобы помогать. Давайте так: я считаю, что многие вещи, которые происходят - это нехорошо. Можем спорить сейчас, можем что угодно, но давайте так: пытаться брать из не самого, может быть, идеального лучшее, и говорить, что… Например, Вадим Дымов, про которого мы говорили хорошо - тоже член партии. И Ольга Слуцкер - тоже член партии, и Вова Груздев - тоже член партии. Таких людей, которые что-то создают, что-то хотят сделать - таких очень много. Ну и что? Федя Бондарчук - тоже. И ничего страшного, что они известные, и не надо говорить, что они пошли туда, потому что популизм… Я знаю, что ни Дымову ничего не надо, и…

ЛИХАЧЕВА: Я просто несколько опасаюсь - я, возможно, не права - но мне кажется, что может быть, с какого-то момента членство партии "Единая Россия" может стать не просто желанием или даже желательным условием, а просто необходимым условием, и этот момент мы все просто можем не заметить, как он произойдет.

НОВИКОВ: Может быть.

ЛИХАЧЕВА: Такое произошло уже один раз с одной известной партией, понимаете?

НОВИКОВ: Да, я понимаю, и понимаю ваши опасения.

ЛИХАЧЕВА: Вот надо как-то… Нужно все-таки нюх держать по ветру.

НОВИКОВ: Согласен.

ЛИХАЧЕВА: Поэтому так расслабиться и говорить о том, что давайте мы все концентрироваться будем на хорошем, думать о хорошем… Конечно, когда концентрируешься на хорошем, оно, как правило, происходит, но не всегда, к сожалению. Поэтому… Ладно. Это, в общем, тема отдельной передачи.

НОВИКОВ: Да, согласен.

ЛИХАЧЕВА: Последний вопрос. У вас действительно много разных проектов, все они каким-то образом связаны с ресторанами, с едой, с продуктами. А если бы вам предложили… Да даже не вам предложили, а вот вы бы сами себе хотели бы предложить что-нибудь совсем другое, и если да, то что бы это было?

НОВИКОВ: Я вам отвечу в следующей программе, через какое-то время.

ЛИХАЧЕВА: Что-то уже задумали? Нет, серьезно?

НОВИКОВ: Есть у меня, да, есть один проект, который я думаю, рассказать вам, или нет. Не расскажу. Точно сейчас не расскажу.

ЛИХАЧЕВА: Намекните хотя бы.

НОВИКОВ: Точно не расскажу, нет. Совершенно в другой области, совершено никак не связан ни с едой, ни с питанием, ни с чем. На мой взгляд, безумно интересный, на мой взгляд. безумно перспективный. Я должен спросить - у меня там есть уже партнеры - я должен спросить партнеров, вообще надо об этом говорить или нет. На мой взгляд, это какой-то… Один из партнеров - гений, который мечтает получить Нобелевскую премию в области того, что он делает. Но я пока не буду вам говорить. Пока заинтригую всех. Но это интересный проект, который может быть потенциальным, перспективным, и, может быть, даже денежным.

ЛИХАЧЕВА: Ну, тогда обещайте, что когда вы его реализуете, или, по крайней мере, когда на подходе к реализации, когда уже можно будет о нем говорить, вы тогда еще раз придете, о нем расскажете, хорошо?

НОВИКОВ: Хорошо.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо вам огромное. Аркадий Новиков в программе "Они сделали это!".

НОВИКОВ : Спасибо.

На прошлой неделе в сети разошлась новость о том, что сын миллиардера Романа Абрамовича Аркадий 21 года от роду выбыл из списка завидных женихов. Он находится в романтических отношениях с 22-летней дочерью ресторатора Аркадия Новикова Александрой. В декабре СМИ растиражировали другое важное событие в мире подрастающих олигархов. 18-летний сын бизнесмена Аркадия Новикова Никита встречается с Алесей, 16-летней дочерью главного теннисиста России Евгения Кафельникова. Дети пристроены, ресторанный бизнес идет хорошо – что еще интересного в светской жизни Аркадия Новикова?

На фото: семья Аркадия Новикова - жена Надежда и дочь Александра (слева); Александра Новикова с бойфрендом Аркадием Абрамовичем (по центру); сын Новикова Никита с подругой Алесей Кафельниковой (справа).

Аркадий Новиков мечтает быть самым крутым ресторатором в мире и называет себя тщеславным. "Представляете, если бы я сейчас сидел, а вы про меня говорили: к нам пришел самый известный мировой ресторатор! Или ресторатор вселенной!" – обмолвился он однажды в беседе с бизнесменом .

О русских продуктах Новиков рассуждал четыре года назад вот как: "Баранины у нас российской нет? Нет. Говядины нет, не было, и даже в перспективе я пока не вижу. Рыбы у нас нет, помидоры мы едим какие? Или совсем парниковые какие-то, или бакинские, или узбекские, которые более или менее привозят. Фрукты у нас есть? Нет. У нас нифига нет! У нас есть только наша русская водка". Программа импортозамещения вряд ли изменила отношение ресторатора к отечественному сырью.


Фото: РИА Новости

"Вообще, главная идея любого рынка – изобилие. Я всегда хотел, чтобы это было главной идеей и моих ресторанов. Вспоминал грузинские застолья, сравнивал и думал, в чем их секрет. И понял: садишься за стол – пир горой. Встаешь – еды еще больше. А в ресторанах – одна закусочка, другая, когда заканчиваешь, остаются тарелочки в три этажа. Поэтому многие именитые рестораны, на мой взгляд, слишком стерильны. В Novikov я с этим борюсь, хочу, чтобы в них было изобилие, как в настоящем грузинском ресторане". Так рассуждает Новиков, гуляя по Лондону, где сейчас он живет вместе с семьей, а в Москву приезжает только по бизнесу.

Больше о жизни "тщеславного" ресторатора и его семьи - в нашем СЛАЙД-ШОУ.

Аркадий Анатольевич Новиков – создатель сети ресторанов Novikov Group в России и за рубежом, телеведущий кулинарных шоу «Кандидат» на ТНТ, «МастерШеф» на СТС, дважды обладатель премии «Человек года» по версии мужского журнала GQ в категории «Ресторатор года» (в 2004 и 2015 году).

Его ресторанной империи, включающей более полусотни концептуальных гастрономических проектов, которым неизменно сопутствовал успех, в 2016 году исполнилось 25 лет.

Детство и семья Аркадия Новикова

Родился будущий владелец модных столичных ресторанов 25 июля 1962 года в Москве. Его отец был инженером-конструктором, тихим и интеллигентным человеком. Мать – полной энергии деловой и решительной женщиной, передавшей эти качества сыну. Чтобы присматривать за своим ребенком, она устроилась на работу в его детский сад. Родители рано развелись, и воспитанием мальчика занималась мама (бывало, с использованием ремня) и бабушка. Жили они на Плющихе.


В школьные годы Аркадию часто доставалось от сверстников. Его обижали и морально (например, насмешливым стишком, как великовозрастного любителя сказок – «Новиков-еврей» всех румяней и белей), и физически (он был самым слабым и маленьким в классе). Для того, чтобы исправить ситуацию, он даже записался в секцию каратэ.

В раннем детстве Новиков хотел стать милиционером, мечтал кататься, как и блюстители порядка, на мотоцикле. В школе же о возможной профессии он не задумывался, а учился, в основном, на «троечки».

Получив в 1979 году среднее образование, юноша попытался поступить в институт автодорожного транспорта, но вступительные экзамены провалил. Затем, по совету маминой приятельницы, работницы общепита, он поступил в кулинарное училище. Готовить он раньше не умел, но с удовольствием начал осваивать поварские премудрости, со временем превратившись из троечника в отличника.


Затем была служба в армии, где у него, «как ни странно» (по его словам) не было ни разу проблем из-за еврейской национальности. Он был вожатым (проводником) служебных собак в роте охраны авиационной части в Грузии.

Начало карьеры Аркадия Новикова

После армии будущий «блинный барон», как его называют за рубежом, 5 лет трудился поваром в ресторане «Университетский». Чтобы расти в профессиональном плане, Аркадий Новиков поступил в институт народного хозяйства им. Плеханова на вечернюю форму обучения. Одновременно с обретением новых теоретических знаний, он на практике отшлифовывал свое поварское мастерство в ресторанах «Гавана», «Олимпийские огни», «Виктория».

Аркадий Новиков о своем первом ресторане

В 1992 году появился его первое детище Sirena, рыбный ресторан, залы которого украшали аквариумы. В 1994 году состоялось открытие помпезного «Клуба Т» с французской кухней, в 1996-м – «Гранд-опера», напоминающего сцену с бархатным занавесом. Затем был открыт ресторан «Царская охота» в духе охотничьего домика с разносолами на «телеге», где отобедал с Жаком Шираком сам Борис Ельцин после того, как их блюда прошли тщательную проверку – в течение месяца их тестировали на кухне эксперты с пробирками и пипетками.

В 1997-м Аркадий Новиков открыл ставшее легендарным заведение «Белое солнце пустыни», над интерьером которого (по мотивам одноименного фильма) трудились лучшие мастера Узбекистана, затем возникла прекрасная идея сети недорогих предприятий общепита – «Елки-палки», «Суши весла» – и далее, примерно, каждый год он запускал по ресторану с композицией и обстановкой, как в спектакле. Среди них, ставшие Меккой для гурманов лаунж-заведения («Бисквит»), места для приверженцев атмосферы винтажа («Чердак»), модных тенденций (Vogue Cafe), деловых встреч (GQ Bar), для театралов Bolshoi с практикой скидок для предъявителей билетов в Большой театр, гастрономические бутики Fauchon, где можно заказать еду из любой части света.


В 2005 году владелец крупнейшего ресторанного холдинга расширил сферу деятельности. Он стал ведущим телешоу «Кандидат», а также создал фермерское хозяйство «Агроном», чтобы обеспечивать свои заведения бесперебойными поставками свежих и экологически чистых фруктов, ягод, овощей, зелени. Позже выращенную там продукцию начали реализовывать под брендом Novikov не только в ресторанах, но и в магазинах.

Личная жизнь Аркадия Новикова

Ресторатор женат с 1990 года на Надежде Адвокатовой, она моложе супруга на 5 лет. Девушка была приятельницей жены его друга, и они часто встречались в одной компании. Более близкое общение произошло, когда он пригласил ее посетить первый открывшийся в Москве «Макдоналдс», и им пришлось несколько часов простоять в очереди у входа. Через неделю после этого они подали заявление в ЗАГС.


Вскоре у них родилась дочь Александра, затем (через 6 лет) сын Никита. Надя занималась домом и воспитанием детей. Когда они подросли, с целью самореализации, она стала владелицей флористического салона «Студия цветов 55». В 2007 году, как образцовая мать, она вместе с детьми переехала в Соединенное королевство, чтобы быть рядом с ними, так как дочь поступила в Лондонский университет искусств на факультет пиара. В британской столице Надежда открыла собственный SPA-салон.

В 2008 году ресторатор-миллионер приобрел за 33 млн. евро ранее принадлежавшую Джанни Версаче виллу Fontanelle, расположенную в 50 километрах от Милана на озере Комо. До смерти итальянского дизайнера в 1997 году частыми гостями этого его мини-дворца были такие знаменитости как принцесса Диана , Стинг , Элтон Джон , Мадонна .


В 2011 году во время отдыха на итальянском острове Сардиния, где их семья имеет другой, не столь знаменитый особняк, дочь Саша познакомилась с сыном Романа Абрамовича Аркадием. С 2013 года молодые люди вместе проживали в Лондоне. В 2015 году ходили слухи о разрыве их отношений, опровергнутые в прессе знакомой пары моделью Анной Кузнецовой.

В тот же период стало известно и о романе 18-летнего сына Новикова с дочерью Евгения Кафельникова 16-летней Алесей. Вместе с родителями молодые люди провели август-2015 в Fontanelle. Однако в феврале 2016 года стало известно об окончании их романтической истории.

Кроме красивой недвижимости и живописных уголков природы ресторатор обожает изобразительное искусство. Коллекционером он себя не считает, но является обладателем порядка ста работ (пейзажей и натюрмортов) художника Виктора Дынникова.

Аркадий Новиков сегодня

В 2011 году империя Аркадия вышла за пределы страны. Он открыл свой флагманский ресторан Novikov Berkley с азиатской и средиземноморской кухней в столице Туманного Альбиона. Невзирая на то, что отзывы о нем в местной прессе были, мягко говоря, не самые лучшие, и этот проект бизнесмена оказался успешным. Через год в Челси был открыт Brompton by Novikov, еще через 7 месяцев – Rextail на Альбемарль-стрит, где сделан акцент на блюда из мяса и рыбы, не привязанные географически к определенной стране или кухне.

В 2016 году Novikov Group предложила посетителям ряда своих заведений прямую трансляцию футбольных матчей из Франции, любителям сыра – образцы этого пищевого продукта, изготовленные под руководством итальянских сыроделов в новом ресторане «Сыроварня», а почитателям простой еды – ее варианты в открывшемся заведении на Цветном бульваре Valenok. Параллельно Новиковым была начата разработка проекта создания ресторана в Майами, открытие которого запланировано на 2017 год.