Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

В каком году появился самовар. Для всех и обо всем

Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
<…>
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Александр Блок , «На улице - дождик и слякоть»

То, что называется самоваром по-русски, звучит так же на всех возможных языках. И даже персидские и турецкие аналоги этого устройства, название которых звучит как samover , происходят от русского самовара.

Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели - «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар - это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.

Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету . Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность. В романе Достоевского есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».

Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.

Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы» , а именно работы Иргинского завода.

Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень - старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.

В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды - английской. В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.

Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом - привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками - весьма сложной конструкцией. С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов - латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.

В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.

В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре. Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она - заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».

Чаепитие за самоваром - отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.


Когда появился первый самовар

История русского самовара уходит в далекое прошлое. По легенде самовар привез в Россию из Голландии Петр Первый. Но по документальным свидетельствам он появился спустя полвека после его смерти. Происхождению самовара мы обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.

Уже в 18 веке в Туле и на Урале появились самовары-кухни и сбитенники, в которых из меда, трав, воды и пряностей варили сбитень. Первое упоминание о самоваре встречается в описи имущества Онежского монастыря, датированной 1746 годом. Родиной самовара называют Тулу, но некоторые историки не исключают, что первые самовары начали делать на одном из уральских заводов: Иргинском, Троицком или Суксунском. В исторических документах, которые хранятся в Госархиве, описывается медный луженый самовар заводской работы, весом 16 фунтов. Согласно проведенным исследованиям доказано, что он был сделан иргинскими умельцами в 1738-1740 г.

В 19 веке был выпущен керосиновый самовар, на фабрике братьев Черниковых стали выпускать самовары с боковой трубой, это совершенствование ускорило процесс кипения, усилило движение воздуха. К 1812 году завод Петра Силина в Подмосковье считался самым крупным предприятием по производству самоваров. Ежегодно выпускалось 3000 штук. Но к 1820 году Тула стала лидировать в самоварном производстве. За тридцать лет там открылось 28 фабрик, ежегодно выпускающих 120 000 самоваров.

Возникновение самоваров породило модели разных форм. Были популярны яйцевидные самовары с петлеобразными ручками, некоторые модели напоминали древнегреческий сосуд, вазы с ножками в виде львиных лап, что выглядело очень торжественно. Изготавливали и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в путешествие.

На 19 век приходится расцвет самоварного дела в России. Каждая фабрика пыталась создать свой, непохожий на другие самовар. Появились шарообразные, гладкие, конические, граненые самовары. Объем тоже были разный, доходил до 20 литров. В народе самовары называли по их форме: пламя, репка, ваза, дуля, желудь, пасхальное яйцо.

В 20 веке самовару была отведена только одна роль - кипячение воды и подача к чайному столу. Выделились три формы: коническая, цилиндрическая, сферическая приплюснутая. Конструкции ручек, кранов, конфорок, ножек стали разнообразнее. В 1912 году количество выпускаемых самоваров в Туле достигла 660 тысяч штук в год. История самоваров в годы гражданской войны была прервана, поскольку выпуск самоваров был временно приостановлен. Позже он возобновился. Спустя годы, уже в советское время стали выпускать электрические самовары.

Производство первых самоваров

Процесс изготовления самоваров был очень сложен, он составлял 12 этапов. Весь процесс был разделен на определенные операции, каждый мастер выполнял свою работу. В производстве участвовали семь специалистов:


  • Наводильщик. Он сгибал и спаивал медный лист, выделывал из него соответствующую форму. За неделю он мог сделать 6-8 заготовок.
  • Лудильщик. В его работу входило вылуживание оловом внутренней части самовара. В день он мог сделать 60-100 штук.
  • Токарь. Он точил и полировал самовар с помощью специального станка, который вертел рабочий (вертельщик). В день получалось сделать до 12 штук.
  • Слесарь. Изготавливал комплектующие (краны, ручки, ножки).
  • Сборщик. Из отдельных частей он собирал самовар, припаивал ножки, краны. За неделю он собирал до 24 самоваров.
  • Чистильщик. Этот рабочий мог очистить до 10 самоваров в день.
  • Токарь по дереву. Занимался изготовлением деревянных шишечек к крышкам.

Детали делали по домам, только сборка и отделка проходила на фабриках. Порой в целой деревне изготавливали одну деталь для самовара, раз в неделю детали собирали и везли на лошадях на фабрику для сдачи.

Самовары продавались на ярмарках. Специальные самоварные ряды были организованы на знаменитых ярмарках: Нижегородской и Макарьевской. В начале июня туляки отправляли самовары в Нижний Новгород. На лошадях товар добирался до Алексина, затем по Оке их водный путь лежал до Нижнего Новгорода. Такая доставка была наиболее выгодной. Продавались самовары на вес, сделанные из красной меди стоили дороже, чем модели из латуни. Чтобы запросить большую цену, торговцы прибегали к хитростям: заливали в самовар свинец, вставляли чугунную решетку.

Почему чай из самовара такой вкусный

Тот, кто хотя бы раз попробовал чай из настоящего русского самовара, убедился в том, что чай из самовара намного вкуснее. Почему? Ответ оказывается прост. В электрическом чайнике вода слишком быстро закипает, разрушая структуру воды, становясь бесполезной, а при многоразовом кипячении вредной. Переворачивая чайник, в чай попадают вредные вещества, которые собираются на дне. Носик самовара расположен выше уровня скопления тяжелой воды, поэтому можно получить полезную воду, мягкую и вкусную. Сверху у самовара есть конфорка, на которую ставят заварочный чайник. Он не кипятится, но находится в тепле, настаиваясь.

Самые необычные самовары в истории

Сейчас самовары того времени можно увидеть только в музеях. Были самовары, выполненные из меди, стали, латуни, мельхиора, реже из серебра. Для императора Александра Первого был изготовлен изысканный самовар, который теперь хранится в музее Московского Кремля. Он был украшен накладными элементами в виде львиных голов, колпачок-заглушка была в виде фигурки ангела, а кран имел голову хищной птицы.

Для детей императора Николая Второго в 1909 году в Туле изготовлено пять маленьких самоваров, объемом в один стакан. Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры. Все они сохранены в музее, находятся в рабочем состоянии. В Оружейной палате можно полюбоваться на самовар, изготовленный из прозрачного кварца.

В 1922 году на одной из фабрик в Туле был изготовлен самый большой самовар. Он вмещал 250 литров воды и весил 100 кг. Его преподнесли председателю ВЦИК Калинину. Вода горячей сохранялась в нем два дня, хотя на подогрев нужно было потратить около 40 минут. Стоит отметить и самый маленький самовар в истории. Его размер 1 мм, он состоит из 12 деталей, изготовлен из золота.

На сегодняшний день самыми дорогими самоварами считаются самовары мастерских Фаберже. Для их производства использовалось серебро, золото. Применялись уникальные техники чеканки, литью.

«… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа »
Александр Блок

Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самый «тёмный» вопрос в истории русского самовара - это его происхождение. Одни исследователи говорят, что похожие конструкции использовались ещё в древнем Риме и приводят в пример сосуды аутепса и каэда, в которых использовалась идея внутреннего нагревателя. Аутепса (лат. Аuthepsa) представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине её клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котёл. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран . Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Каэда (лат. Сaeda) служила для приготовления горячей смеси из вина, меда и воды . Внешний вид сосуда напоминал горшок на трёх ножках . В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.

Другие считают, что самовар попал к нам в Россию из Персии, где его называют исковерканным русским словом - «семизар».

Некоторые исследователи считают, что мы позаимствовали самовар из Китая, где существует огненный котел хо-го, круглый сосуд, имеющий трубу-жаровню с колосниковой решеткой и поддувало, отчасти похожий на кастрюлю. Кастрюля «хо-го» стоит на ножках и опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги, в Китае до сих пор используют «хо-го» для приготовления пищи. Иные напоминают, что первые самовары отечественного производства были подозрительно похожи на чайные урны, распространенные в обиходе англичан в XVIII веке, но в России то самовар появился на сто лет раньше. Мировую славу самовар приобрел лишь после того, как стал главным атрибутом русского чаепития.

К XIX веку самовар стал характерной чертой русского быта. Самовара на столе нельзя было увидеть только в самых бедных семьях. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар».

Широкий спрос на самовары в России породил разнообразные предложения, и самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки. Парадные модели самоваров делали из золота и серебра, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном.

В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и русского терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры- победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам.


Самовары, в том числе и на экспорт, как правило, изготавливали вместе с подносом - он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница - особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными чайными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.

Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре , чтобы преподнести в подарок знатному вельможе.

Так, в Музее московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых для императора Александра I. Он сделан из тампака - сплава меди и цинка, по цвету напоминающего золото. На его корпусе множество накладных позолоченных элементов - львиные головы, доспехи и лавровые венки, которые должны были напомнить о победе в войне 1812 года. Ножки самовара выполнены в форме львиных лап, кран - в виде головы хищной птицы, а колпачок-заглушка - это фигурка ангела, играющего на лютне.

На эксклюзивные модели, которые изготавливались в единичном экземпляре, сразу же возникал высокий спрос - все хотели такой же самовар, как у самого государя императора. Выждав из приличия некоторое время, самоварные фабрики запускали в массовое производство уникальные самовары, на которые был высокий спрос - разумеется, упростив материал, сложную отделку и вычурный дизайн.

Случалось, что эскизы для эксклюзивных моделей самоваров соглашались выполнить известные художники. Так, эскиз самовара «Петух» для Всемирной промышленной выставки, проходившей в Вене в 1873 году, создал Виктор Васнецов. Самовар стоит на «петушиных лапах», кран заканчивается «петушиной головой», а ручки напоминают раскинутые петушиные крылья. Этот уникальный самовар удостоился золотой медали выставки в Вене в 1873 году .

Прошедшие 250 лет не унесли самовар в прошлое. Это медное чудо имеет поистине живую душу потому, что вечно живыми остаются такие понятия, как гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют, олицетворением которых всегда был и остаётся самовар. Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья на масленичной неделе.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает лёгкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живёт в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством. Откуда же начинается история самовара?

Однозначно, самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в . Удивительно – насколько он распространён, настолько и загадочен. И правда, далеко не каждый знает, когда и где запыхтел первый водогрейный для чаю сосуд. А ведь история самовара, в самом деле, уникальна и почти не исследована.

Что касается происхождения слова «самовар», – даже здесь мнения историков расходятся. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». Прослеживается общая идея предназначения медного друга, «сам варит». Другие же исследователи находят подтверждения татарского происхождения от слова «снабар» (чайник). Но у этой версии меньше приверженцев.

Версии происхождения самовара

Где искать ответы на вопрос о происхождении самовара и его создателе? К сожалению, точных ответов найти не представляется возможным. Историки полагают, что русский самовар, синоним нашего гостеприимства и непременный атрибут русского чаепития, берёт начало из древних цивилизаций. Но это, опять же, версии.

1. Античный самовар Древнего Рима

Если верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса - так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскалённый уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.

2. Китайский самовар 火锅 «Хо-Го»

Аналогичное приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабжённая поддувалом и трубой – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Изготавливают «Хо-Го» из металла и фарфора. В них, как правило, подают суп или кипящий бульон. Возможно, происхождение самовара, как и , обязано Китаю, и прообразом русского самовара является китайский «Хо-Го».

Появление на Руси – из истории самовара

Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.

Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.

История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.

Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара ?

Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В XIX веке самоварное дело распространяется за пределы больших городов и наблюдается в Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях. К 1850 году во всей России насчитывалось 28 самоварных мастерских. В год производилось около 120 тысяч медных самоваров. Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, даже дулей. Фантазия ремесленников и кошелёк заказчика не знали пределов. Внешний облик самовара трансформировался в ногу со временем, модой и укладом жизни людей. В следующих выпусках нашего блога обязательно опубликуем историю самовара в картинках.

Чаепитие и самовар – понятия неразделимые!

Пройдя по страницам истории самовара , вглядитесь в себя. Что для нас значит самовар? Как он полюбился и стал синонимом русского гостеприимства и великодушия?

Какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом . Неспешный и гостеприимный самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был вне сословий, он был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал незаменимым помощником чаёвника, значительно облегчив процесс заваривания чая. Отпала необходимость топить печь, чтобы накипятить воды, с самоваром это занимало несколько минут и превратилось не в ежедневный труд, а в традицию чаепития. Вода остывает долго, чай в самоваре заваривается лучше, да и получается намного вкуснее!

Владимир Стожаров у самовара.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Многие считают, что самовар - истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.

Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.

Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»

История русского самовара не слишком длинна - около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар - неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары - самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...