Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Что готовить на похороны у русских. Поминальный обед

Если поминальный день в 9 или 40 дней выпадает в пост, то следует приготовить постный поминальный обед. Что входит в него, какие блюда могут присутствовать на поминальном столе – читайте ниже. Общие правила проведения поминок читайте .

Если поминки 9 или 40 дней выпали на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое «встречное поминовение». Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников.

Рецепт кутьи на поминки

Традиционное блюдо поминального стола у славян с давних пор считается . Самое простое и неприхотливое блюдо: на ночь замачивают зерна пшеницы, затем отваривают до мягкости, добавляют распаренные изюм и мак, мед. Можно пшеницу заменить рисом, однако эта традиция появилась намного позже.

Постные блины на поминки

Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Для приготовления постных блинов смешайте муку, соль, сахар и сухие дрожжи, разводите теплой водой, добавьте растительное масло и оставьте на некоторое время в теплом месте, чтобы блины могли подойти.

Узвар или компот на постные поминки

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен.

Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы.

Рецепт постных пирогов на поминки:

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель.

Для теста разведите дрожжи в 1,5 стаканах теплой воды, добавьте 200 г муки, размешайте и поставьте в теплое место отстояться на пару часов. Затем 100 г растительного масла перемешайте со 100 г сахара, влейте в опару, добавьте 250 г муки, оставьте еще на час.

Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладкой водой и выпекайте в духовке 30-40 минут на среднем огне.

Для остывания готовые пирожки накройте полотенцем. Снимайте с противня, когда они совсем остынут.

Первые блюда поминального обеда в пост

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое.

Вторые блюда поминального обеда в пост

На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. Можно приготовить рис с овощами (готовится как плов, только без мяса). Это довольно ароматное и сытное блюдо, вполне уместно на поминальном столе.

Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные. Если не хотите покупать готовые соевые продукты в магазине, можете сами сделать капустные или морковные котлетки. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Ко вторым блюдам можно подать соленые и моченые овощи: огурцы, помидоры, кабачки (в общем, наведите ревизию своих дачных запасов). Винегрет, оливье без мяса и майонеза, любой овощной салат (огурцы + помидоры, капуста + огурцы) подойдут как гарнир.

Помните, что суть любого (хоть скоромного, хоть постного) поминального обеда не в том, чтобы вкусно поесть, а «подкрепить силы для молитвы за усопшего».

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –

Каждый человек в жизни сталкивается с потерей близкого человека, которого на протяжении всей жизни нужно помнить и чтить. Меню на поминки должно, в первую очередь, соответствовать религиозным нормам усопшего. Кроме этого, каждое блюдо должно быть приготовлено качественно, поэтому выбор хорошего заведения — этап ответственный.

Наш комплекс предлагает свою организацию такого важного мероприятия. Мы предлагаем меню на поминки 40 дней и другие важные даты. Наше разнообразие предложений удовлетворит любые бюджеты. Например, можно выбрать меню на 700 рублей за человека, если бюджет небольшой.

Меню на 700 рублей на одного человека

Почему стоит выбрать именно нас?

Если вы ещё не сделали окончательный выбор в пользу какого-либо заведения, то обязательно стоит узнать о наших преимуществах:

  • Для всех заказчиков предоставляем лучшие предложения по соотношению цены и качества в городе. Меню на поминки 9 дней можно заказать разное. Популярным вариантом считается меню на 1000 рублей за человека. В стоимость входят все блюда и напитки, которые требует религия;
  • Мы не обязываем заказчика приобретать алкоголь у нас. Каждый может приобрести алкоголь самостоятельно и принести на поминки. Мы не взимаем дополнительную плату за собственный алкоголь;
  • В нашей команде работает лучший обслуживающий персонал. Каждый сотрудник понимает важность подобного мероприятия, поэтому оказывает услуги на высочайшем уровне;
  • Для организации поминок мы предлагаем своим клиентам три зала. Они отличаются по оформлению и вместительности. Заказчик может выбрать то, что подходит под его желания и требования.

Поминальное меню выбирается заранее при первом обращении и утверждении заказа. Отличным вариантом станет меню на 1200 рублей за человека.

Меню за 1200 рублей на 1 человека

Холодные закуски
Ассорти из свежих овощей 50 гр.
Сельдь с картофелем 50 гр.
Ассорти из домашних солений 50 гр.
Ассорти мясное 50 гр.
Кутья 50 гр.
Блины 2 шт.

Как мы работаем с нашими клиентами?

С каждым клиентом мы работаем в четыре этапа. Первый этап — обращение человека в нашу компанию. Вы можете позвонить сами или оставить заявку на звонок на нашем сайте. При первом разговоре можете уточнить все интересующие детали. Например, какое меню на поминки 40 дней и другие даты мы предлагаем.

На втором этапе заказчик приезжает в наш комплекс, чтобы ознакомиться с залами. В процессе он может выбрать то, что подходит ему. Также может указать некоторые пожелания по текстильному оформлению. На третьем этапе происходит подтверждение заказа: выбор зала и определение меню. Если вы обладает большим бюджетом, можете выбрать меню на 1500 рублей за человека.

Меню за 1500 рублей на 1 человека

Холодные закуски
Ассорти из свежих овощей 50 гр.
Огурчики, помидоры, паприка сладкая, зелень
Сельдь с картофелем 50 гр.
Селедочка, маринованный лучок, картошка
Ассорти из домашних солений 50 гр.
огурчики соленые, помидоры черри маринованные, корнишоны, капуста кващенная
Студень домашний 50 гр.
Ассорти мясное 50 гр.
Домашняя буженина, язык говяжий, куриный рулет с чесноком и зеленью
Кутья 50 гр.
Традиционная поминальная каша с изюмом и медом
Блины 2 шт.

Заключительный этап — проведение поминок на высоком уровне. Не важно, что вы выберете: поминальное меню на поминки 9 дней или другие варианты, мы сделаем свою работу в лучшем виде, все гости будут довольны.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной. Лук с морковью переложить в миску, и на оставшемся масле обжарить шампиньоны 4 минуты. На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Из постного дрожжевого теста, приготовленного по этому рецепту, можно выпекать пироги с разными начинками, открытые и закрытые.

Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Кутью подают гостям в качестве первого блюда, соблюдая следующий порядок. Даже легкие вина на таких поминках будут неуместны.

Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен. Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги.

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные.

Меню поминальной трапезы или Что приготовить на поминки

Зелень вымыть, обсушить и порубить. Половину обжаренного лука переложить в миску и отставить в сторону. Приготовить начинку: Рис промыть и отварить до полуготовности в подсоленной воде. Воду слить. Морковь вымыть, очистить и натереть на крупной терке. Лук очистить и мелко порезать. Приготовить томатно-сметанный соус: Сметану соединить с томатной пастой, развести соус водой, посолить и поперчить. Приготовить начинку. Шампиньоны вымыть и нарезать ломтиками.

Кисель на поминки

Чеснок очистить и мелко порубить. Лук очистить и мелко порезать. Приготовить заливку: соединить воду, томатную пасту, добавить немного соли и хорошо перемешать. Поставить рыбу с овощами в духовку на средний огонь и запекать 40 минут до готовности. Положить яблоки в посуду, добавить сахар- песок, сливочное масло, немного воды и припустить.

Вот почему в поминальном обычае сохранился кисель в таком виде: с молоком. Овсяную муку можно приготовить самим, перемолов в кофемолке овсяные хлопья. Горячий кисель разлить в формы, дать ему застыть и разрезать ножом на порции. Добавить в настой хорошо промытую пригоршню изюма и оставить при комнатной температуре еще на полдня.

Далее все как в рецепте: дать настояться два дня, слить, добавить сахар и изюм, снова дать отстояться и убрать бутылки в холодильник. Обязательной частью поминальной трапезы считается кутья - каша из пшенных круп или риса с добавлением меда и сухофруктов. Это блюдо по религиозным представлениям символизирует воскрешение усопшего на том свете и как бы «услащает» его пребывание на небесах.

Сначала блюдо приносят самым близким родственникам покойного, затем тарелки с кутьей ставят перед друзьями, коллегами и знакомыми усопшего. Кисель для поминальных обедов готовили испокон веков, и будет правильно соблюсти эту давнюю традицию.

Так, на поминальный стол можно поставить винегрет, сельдь под шубой, квашеную капусту, салат из огурцов и помидоров. Оставшиеся блюда можно раздать соседям или угостить коллег на работе, попросив их помянуть близкого вам человека. Морковь, репу и петрушку нарезать кружочками и положить в кастрюлю. Лавровый лист и душистый перец кладут в щи вместе с морковкой.

Зелень лука-порея мелко нарезать и ввести в рассольник. Стволики пряной зелени нарезать крупкой и положить в кастрюлю, снятую с огня. Дать настояться под крышкой. Разобрать и нашинковать листья капусты.

Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить. Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров. Цветную капусту отварить в соленой воде и разобрать на соцветия. Солить щи из квашеной капусты нельзя - можно испортить блюдо. Щи вкуснее, чем дольше варятся. Крупную красную фасоль замочить в холодной воде на ночь и затем сварить до готовности.

Приготовление пирога: из 500 г муки, 2 стаканов воды и 30 г дрожжей и 1/2 ч. ложки соли приготовить простое дрожжевое тесто, дать ему подойти. Обжарить в растительном масле много мелко нарезанного лука, переслоить им выпеченные лепешки, укладывая их одна на другую, и запечь пирог в духовке. Белую некрупную фасоль замочить в холодной воде на ночь. Залить подготовленную фасоль свежей холодной водой, довести до кипения, добавить половину нормы растительного масла и варить около получаса.

Алкоголь на поминках

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы. Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель. Тесто для постных пирогов можно приготовить по такому же принципу, выбрав для начинки любые овощи, ягоды или сухофрукты. Несмотря на наличие ограничений, поминальный стол, тем не менее, можно накрыть разнообразными, вкусными и сытными блюдами.