Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Я исследователь в доу темы. Проект (старшая группа) на тему: программа кружка Я исследователь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ИННОВАТИКА – 2013



Победители муниципального этапа конкурса

«Я – исследователь»

2013

Организация исследовательской деятельности младших школьников
Пасынок Юлия Юрьевна,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов
Организация исследовательской деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Формы организации исследовательской деятельности

Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. При этом необходимо помнить, что исследование (в том числе и учебное) может состояться только в том случае, если все элементы собраны вместе. Тогда они образуют систему, а сама учебная задача обретает исследовательский смысл. Но для этого нужны другие, не классно-урочные формы.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

В связи с этим можно рассматривать две основных формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.

Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.

Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний. Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические и теоретические.

Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

– предлагает возможные варианты решения;

– собирает материал;

– делает обобщения;

– оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;

– проводит защиту результатов исследования.

Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)


1. Как выбрать тему исследования

Ответь на вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?


Какими могут быть темы:

Фантастические

Эмпирические

Теоретические



2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования

Предположим

Допустим

Возможно

Что, если

4. Организация исследования

Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?


Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг

Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей

Просмотреть телематериалы

Запиши то необычное, что узнал из фильмов

Использовать Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

Провести наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка
к защите исследовательской работы


1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи по важности.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути изучения.

8. Подготовить текст доклада.

9. Сделать схемы, чертежи, макеты


Секреты мыльных пузырей


Самедова Марьям,

ученица 1 – В класса

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Объект исследования - мыльные пузыри.
Гипотеза:

применив секреты приготовления и выдувания мыльного раствора можно получить крупные и крепкие мыльные пузыри.


Цель:

раскрыть секреты мыльных пузырей в домашних условиях.


Задачи:

1.Узнать, что такое мыльный пузырь;

2.Познакомиться с историей происхождения мыльных пузырей;.

3.Собрать информацию о секретах приготовления и свойствах мыльных пузырей;

4.Приготовить растворы в домашних условиях;

5.Провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей;

6.Сравнить разные мыльные составы и выявить наилучший состав мыльного раствора.

Можно ли создать мультфильм в домашних условиях?


Болтунов Александр,

ученик 2 – Г класса

Победитель муниципального этапа

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Смовж С.В.,

учитель начальных классов

Цель:

Узнать как делаются мультфильмы и попробовать создать свои мультфильмы.


Гипотезы:

1. Мультфильм можно создать только в киностудии со специальным оборудованием.

2. Мультфильм можно создать при помощи карандаша и бумаги.

3. Мультфильм можно создать дома с помощью фотоаппарата и компьютера.


Эксперименты:

1. Рисованный мультфильм на краешке блокнота.

2. Кукольный мультфильм.

3. Пластилиновый мультфильм.

4. Мультфильм с участием человека.
Вывод:

Мультфильм можно создать в домашних условиях.


Дальнейшие действия:

Теперь я хочу создать длинный интересный мультик с использование всех видов работ, которые изучил.


Зрительные иллюзии или не верь глазам своим

Шевцова Екатерина,

ученица 4 – Е класса

Победитель муниципального этапа

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Пасынок Ю.Ю.,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов


Цель:

изучить зрение человека и зрительные иллюзии.


Задачи :

  1. Познакомиться со строением глаза и узнать каким образом видит человек.

  2. Изучить зрительные иллюзии, их виды и причины возникновения.

  3. Узнать, действительно ли реальный мир таков, каким мы его видим.

Гипотеза:

Действительно ли реальный мир таков, каким мы его видим?


Объект исследования: зрение человека.
Предмет исследования: зрительные иллюзии.
Практическая часть:

- опыт с ложкой,

Опыт с монетой, опущено в воду,

Опыт «исчезающая монетка»,

Опыт с одеждой,

Социологический опрос


Выводы:

Восприятие одного и того же предмета может быть разным. Нельзя с уверенностью говорить, что все увиденное нами является таковым.

Проведенные опыты показали, что реальный мир не всегда таков, каким мы его видим, тем самым мы опровергли свою гипотезу. Существует множество зрительных иллюзий, которые искажают восприятие реальных предметов.

Если бы наш глаз не был способен поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, архитектуры, скульптуры и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Художники, модельеры широко пользуются этими недостатками зрения.

Большинство того, что мы видим – это ИЛЛЮЗИИ!

Домашний шоколад



Сафронов Артём,

ученик 2 – В класса

Победитель муниципального этапа

Конкурса «Я – исследователь»
Руководитель проекта:

Берникова Н.И.,

учитель начальных классов

Цель:

приготовление шоколада в домашних условиях.


Задачи:

Собрать информацию об истории шоколада и его составе;

Изучить известные виды шоколада;

Провести опрос среди учащихся;

Приготовить шоколад в домашних условиях.
Гипотеза:

Предполагаю, что можно приготовить дома шоколад такой, который понравится мне.


Эксперименты:

Подбор продуктов;

Молочный шоколад «Незнайка»;

Шоколад с орешками «Вкусняшка»;

Слоёный шоколад «Сюрприз»;

Горький шоколад;

Оформление готового шоколада.

Выводы:

В домашних условиях можно приготовить шоколад такой, который понравится мне.



Радуга – чудесница


Кулик Арина,

ученица 1 – В класса


Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Цель:

исследование радуги.


Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое радуга

  2. Получить радугу в домашних условиях.

Радуга - явление, которое вызывает в нас беспричинную радость.


Детей и взрослых она радует своим многоцветьем. Радуга - это производная солнечного света. Света, который расслоился. Оказывается, свет «внутри» - разноцветный.

  • Что такое радуга?
Это разноцветная дуга на небе, которая обычно появляется, когда во время дождя светит солнце. А возникает она в результате преломления и отражения солнечного света в каплях дождя. При преломлении солнечный свет распадается на составляющие его цвета – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Всегда считалось, что радуга - это доброе предзнаменование. В библейской легенде о Ноевом ковчеге говорится, что, когда потоп кончился, Бог послал в небо радугу как знак того, что все трудные испытания уже позади. А одно старинное поверье гласит, что там, где радуга касается земли, можно найти клад.


Первые буквы слов этих фраз означают цвета, из которых состоит радуга:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.

Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Как влияет хореография на здоровье человека


Алдушина Елизавета,

ученица 1 – В класса


Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Цель:

выяснить, на что влияет хореография, что ее считают полезной.


Гипотеза:

занимаясь хореографией, человек быстрее растет, становится сильным, развивается пластика, правильная осанка.


Задачи:

проверить гипотезу, узнать что-нибудь новое о пользе хореографии.

Занимаясь хореографией, человек не начинает быстрее расти. Но у него развивается костно-мышечный аппарат, формируется красивая фигура, максимально исправляются нарушения осанки. Занятия хореографией не развивают физическую силу и выносливость. Еще я узнала, что хореография помогает избавиться от физических недостатков и укрепляет здоровье.

Елочка-красавица


Ибатуллина Альмира,

Кулик Арина,

Гнусарева Елена,

Алдушина Лиза,

Красивина Маша,

Самедова Марьям,

ученики 1 – В класса


Руководитель проекта:

Прощенко Н.А.,

учитель начальных классов

Цель:

выяснить, как влияет вырубка хвойных пород деревьев к новогодним праздникам на состояние природы нашего края.


Задачи:

Проанализировать данные в различной литературе по теме исследования;

Выявить отношение учащихся к данной проблеме;

Узнать, путём опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники учащиеся нашего класса и других первых классов;

Определить к каким последствиям ведёт предновогодняя вырубка хвойных пород деревьев;

Установить, как можно использовать срубленное дерево;

Выяснить, есть ли альтернатива живой ёлке.
Гипотеза:

возможно, вырубка ёлок в нашей местности отрицательно влияет на природу нашего края.


Вывод :

несмотря на то, что вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам не влияет отрицательно на природу нашего края, каждый человек должен бережно относиться к природе.

Какие они кристаллы?


Исаков Алексей,

ученик 1 – Д класса


Руководитель проекта:

Федорова Т.В.,

учитель начальных классов

Цель:

вырастить кристаллы морской соли и медного купороса в домашних условиях, сравнить их между собой по цвету, форме, величине.


Задачи:

1.изучить литературу о кристаллах;

2.провести опыт по выращиванию кристаллов;

3.сравнить кристаллы между собой.


Гипотеза:

1. допустим, кристаллы не вырастут.

2. предположим, что они вырастут одинаковые.

3. если кристаллы вырастут, то будут разными.


Выводы:

проделанный опыт показал, что в домашних условиях можно вырастить кристаллы. Они получаются разные по форме, размеру, цвету. Гипотеза №3 оказалась верной. В дальнейшем продолжить наблюдение за ростом кристалла медного купороса, интересно узнать каких размеров он достигнет.

Динозавры



Жудро Ульяна,

ученица 1 – Ж класса


Руководитель проекта:

Зиновьева Е.А.,

учитель начальных классов

Цели и задачи:

Узнать, когда на самом деле жили динозавры и жили ли они вообще.


Гипотезы:

  1. Динозавры живут сейчас.

  2. Динозавры жили в прошлом.

  3. Динозавры не жили совсем.
Краткая аннотация, выводы:

Работа посвящена изучению жизни, условий существования и описанию групп динозавров. В презентации представлены документальные и фото подтверждения этому.

Ульяна с родителями проделали большую работу по изучению этой темы. Девочка с малых лет «живет» динозаврами. Но хочется сказать, что, все-таки, работа больше подходит под определение «экскурс», чем «исследование». В следующем году мы сообща обязательно учтем этот важный момент.

Загадки кактуса

Песцова Алина,

ученица 2 – Г класса


Руководитель проекта:

Смовж С.В.,

учитель начальных классов

Цель:

Научиться самостоятельно выращивать кактусы.


Задачи:

Узнать значение слова «кактус»;

Понять особенности строения кактусов;

Самостоятельно вырастить кактус и добиться его цветения.


Гипотезы:

В холодных краях кактусы не растут, их можно вырастить только в домашних условиях;

Строение кактусов полностью зависит от условий климата их родины;

Растение с успехом можно выращивать дома.


Эксперименты:

Я пробовала два способа посадки. В обоих случаях растения укоренились в земле. Много читала о кактусах.


Выводы:

За кактусами нужен особый уход, и тогда они зацветут через два года после посадки.

Что может растворить уксусная кислота?


Грибов Никита,

ученик 2 – Г класса


Руководитель проекта:

Смовж С.В.,

учитель начальных классов

Предположения (гипотезы):

1. Уксусная кислота растворяет абсолютно всё.

2. Уксусная кислота может растворять только сыпучие вещества.

3. Уксусная кислота растворяет не все твердые вещества.


Эксперименты:

1. Растворял в уксусной кислоте различные вещества и наблюдал за процессом.

2. Долго держал в уксусной кислоте сырое яйцо. Скорлупа полностью растворилась.
Выводы:

1. Уксусная кислота некоторые вещества растворяет, а некоторые нет.

2. Нужно соблюдать осторожность при использовании уксусной кислоты.

3. Если уксус разбавить водой, то он становится менее опасным, его используют в пищевой промышленности и в медицине.

Вода в решете


Максимова Ольга,

ученица 2 – Д класса


Руководитель проекта:

Шарапова Ж.В.,

учитель начальных классов

Цель:

выяснить, можно ли носить воду в решете


Задачи:

  • узнать что такое решето

  • изучить свойства воды

  • изучить свойства масла

  • попробовать носить воду в решете

Гипотеза:


  • Воду в решете носить можно

  • Воду в решете носить нельзя

  • Воду в решете носить можно, но особым способом

Краткая аннотация:

Заинтересовало выражение « Носить воду решетом». Изучив свойства воды и узнав, что такое решето, выяснилось, вода проливается сквозь дырочки решета. Но вода бывает и в твёрдом состоянии(лёд). И удаётся таким образом носить воду в решете. Найден ещё один способ с помощью проведённого исследования

(если хорошо промазать ячейки сита маслом и налить воды)
Вывод:

1. Воду в решете носить можно, если вода в твёрдом состоянии (снег, лёд),

2. В жидком состоянии только при определённых условиях, а именно:


  • у сита должны быть мелкие ячейки

  • поверхность сита должна быть смазана маслом.

Почему нельзя есть сосульки?


Лобарева Наталья,

ученица 2 – Д класса


Руководитель проекта:

Шарапова Ж.В.,

учитель начальных классов

Цель:

понять, почему дети зимой едят снег и сосульки, почему нельзя их есть.


Задачи:

  • изучить свойства снега, льда

  • провести исследование снега и льда под микроскопом

Гипотеза:


  • сосульки и снег есть можно

  • сосульки и снег есть нельзя

  • снег и сосульки холодные и грязные, если их есть, то можно заболеть

Краткая аннотация:

В ходе исследования были изучены свойства льда и снега. Это доказало, что они имеют очень низкую температуру.

Проведя опыты и изучив сосульки и снег с помощью микроскопа, выяснилось, что когда снег растает, то в нём много болезнетворных бактерий.
Вывод:

подтвердилась одна из гипотез. Сосульки и снег нельзя есть действительно, т.к. в нём много болезнетворных бактерий. Дети действительно едят снег и сосульки на улице, т.к. родители их очень тепло одевают.

Шоколад – польза или вред?


Бенеш Леонид,

ученик 4 – В класса


Руководитель проекта:

Фесик Л.Э.,

учитель начальных классов

Цель :

изучить свойства и состав шоколада, исследовать его качество.


Задачи:

1.Изучить информацию о шоколаде: история появления, технология производства, состав, свойства и виды.

2.Изучить предпочтения и знания о шоколаде учащихся 4в и 7а классов.

3.Исследовать качество шоколада нескольких торговых марок.

4.Выявить критерии, по которым можно выбрать качественный шоколад.

5.Приготовить шоколад в домашних условиях


Гипотеза:

Изучив состав и свойства шоколада доказать его полезность.


Объект: шоколад.
Предмет: технология.
Эксперименты:

Опыт № 1 – выявить качество шоколада по составу (информации, указанной на упаковке).

Опыт № 2 – выявить качество шоколада по внешнему виду.

Опыт № 3 – выявить отсутствие или наличие посторонних примесей в шоколаде для определения его качества.


Как выбрать полезный шоколад:

1.Изучить состав на упаковке

2. Найти наличие какао-масла, какао-бобов не менее 45%

3. Отсутствие растительного жира, молочного жира

4.Могут присутствовать сахар, лецитин (Е322), натуральные ароматизаторы.

5. После вскрытия упаковки просмотреть поверхность шоколада. Не должно быть «поседения».

6. Шоколад не должен быстро таять в руках, если в составе шоколада процентное соотношение какао больше 40%.
Вывод:

Разумное употребление шоколада нисколько не может навредить нашему здоровью, а иногда даже помогает нам справиться с недугом.

Наши имена

Бусалаева Ирина, ученица 4 – В класса

Руководитель проекта: Фесик Л.Э., учитель начальных классов
Цель:

узнать, какие имена распространены среди людей трёх поколений: детей, их родителей, бабушек и дедушек.


Задачи:

  • Выявить, какие мужские и женские имена распространены среди людей трёх поколений: детей начальной школы, их родителей, бабушек и дедушек.

  • Выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое – то другое.

  • Выяснить, нравятся ли людям их имена.

  • Узнать из книг сведения о значении имён.

Объект исследования: имена людей, даваемые им при рождении.

Предмет исследования: анкетные данные имён детей начальных классов, их родителей, родословные учащихся класса, книги об именах.

Гипотеза:
Я думаю, что некоторым детям нашего возраста дают имена их предков, хотя большинство ребят носят модные современные имена;
что среди поколения родителей, поколения бабушек и дедушек распространены совсем другие имена, чем у детей.
Выводы:

Сколько бы не менялась мода, некоторые имена сохраняются веками, они вошли в уже традиционные русские имена, которые, если и уступают место «самым модным», то ненадолго, храня в себе русскую историю и тайну. Александр, Сергей, Михаил, Ольга, Татьяна.

Моя семья



Довыденко Маргарита,

ученица 4 – В класса


Руководитель проекта:

Фесик Л.Э.,

учитель начальных классов

Цель:

Изучить и написать родословную моей семьи.


Задачи:

Собрать материалы о родословной моей семьи на основе воспоминаний и записей родственников;

Узнать из источников значение своей фамилии и имени;

Собрать фотодокументы;

Составить генеалогическое дерево моей семьи.
Гипотеза:

«Дерево мудрости, дерево жизни,

Мы его ветки, мы его мысли.

Мы - молодые на ветках листочки,

В летопись впишем новые строчки».
Выводы:

Эта работа помогла мне составить генеалогическое древо моей семьи, узнать значение и происхождение своей фамилии и имени. Я думаю, что работа моя будет интересна и будущим поколениям нашей семьи, так как я собираюсь продолжить эту летопись дальше. Ведь, семья - это наша сила. Я поняла, что семья – это главное в жизни человека.


Таблица достижений учащихся за 2012/13 учебный год

п/п

ФИ учащегося

Название мероприятия

Сроки проведения

Уровень (муниципальный, региональный, всероссийский, международный)

Статус (победитель, призёр, дипломант, лауреат)

ФИО учителя, руководителя (полностью), должность

1

Шевцова Екатерина



март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место



2

Болтунов Александр

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место

Смовж Светлана Владимировна, учитель начальных классов

3

Сафронов Артем

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место

Берникова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

4

Самедова Марьям

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

март 2012г.

Муниципальный

Победитель, 1 место

Прощенко Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

5

Шевцова Екатерина



Апрель, 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 3 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

6

Багрянов Андрей

Всероссийский математический конкурс-игра «Кенгуру – 2013»

Апрель, 2013г.

Всероссийский этап

Вошел в список лучших по региону, 5 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

7

Ян Диэ

Всероссийский математический конкурс-игра «Кенгуру – 2013»

Апрель, 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 7 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

8

Шевцова Екатерина



апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 1 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

9

Каверина Анна

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап



Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

10

Ян Диэ

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 2 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

11

Пальчиков Данил

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошел в список лучших по региону, 2 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

12

Брайловская Алина

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошла в список лучших по региону, 5 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

13

Жидков Виталий

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа – 2012»

апрель 2013г.

Всероссийский этап

Вошел в список лучших по региону, 8 место

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

14

Шевцова Екатерина

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

2012 - 2013 уч. год

Всероссийский этап

Дипломант

Пасынок Юлия Юрьевна, учитель начальных классов

15

Щеглова Софья

Городская предметная олимпиада младших школьников

Май 2013г.

Муниципальный

Победитель, 3 место

Фесик Лариса Эрнстовна, учитель начальных классов

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением видов деятельности по физическому воспитанию № 52 «Белочка»

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста

на 2017-2018 учебный год

Я - исследователь

Руководитель: Турдагина Светлана Васильевна

г. Якутск 2017 год

Стр.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Организационный раздел

Литература

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

При составлении программы кружка «Я – исследователь» мы опирались на работу А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Таким образом, программа исследовательской деятельности старших дошкольников должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1. Подпрограмма - «тренинг» . Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма - «детская исследовательская практика» . Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма - «мониторинг» . Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Цель программы: Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
  3. Обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные связи)
  4. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  5. Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 5-7 лет не более 30 минут.

Перспективный план

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Подпрограмма

Октябрь

Вводное

Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

«Тренинг»

«Посмотрите на мир чужими глазами»

Учимся видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезу

«О чем рассказал попугай Ероше»

«Как чебурашка энциклопедию составлял»

Учимся давать определения понятиям

Ноябрь

«Поможем Лунтику выполнить задания»

Учимся классифицировать, наблюдать

Эксперименты с акварелью

Учимся проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы

Плавает или тонет

Эксперимент «Как вода исчезает»

Декабрь

Эксперименты с лучом света

Эксперименты с магнитом и металлами

Эксперименты с собственным отражением

Эксперимент на выяснение предпочтений окружающих

Январь

«Поможем Чебурашке написать письмо»

Учимся структурировать материал, доказывать и защищать свои проекты

Тренировочное занятие

Познакомить детей с методикой выполнения творческих исследовательских работ

Детская исследовательская

практика

Тренировочное занятие

Февраль

Творческий проект «Мыло»

Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

Март

Творческий проект «Растения»

Индивидуальные творческие проекты

Апрель

Май

Защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Обучать детей элементарным навыкам презентации собственных открытий, дать понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить.

Мониторинг

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • амостоятельность при поиске открытий;
  • роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • растойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».

Педагогическая диагностика и методики результативности программы:

  • выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
  • исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Предметно-развивающая среда и система работы по программе:

  1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  3. Обучающие познавательные занятия.
  4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
  • сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы для проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

Литература

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  8. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  9. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  11. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  12. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

Конкурс 2016 г. – « Я – исследователь».

Тема: « Соль – друг, соль – враг».

Цели: - вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ознакомить с её свойствами и качествами, характером использования человеком;

Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию;

Сделать выводы.

Предполагаемый результат: ребенок опытным путём выясняет, как отличить соль от сахара, как сделать соль цветной, какой вред и пользу она приносит людям.

Работу выполнила Фатян Сусанна

Научный руководитель: Пожидаева Наталия Дмитриевна, МБДОУ д / с № 16, г. Усть – Лабинск, Краснодарский край.

Отрасль – Неживая природа

Здравствуйте, меня зовут Сусанна Фатян. Мне 7 лет. Я хожу в детский сад № 16 « Аленький цветочек». Моего воспитателя зовут Наталия Дмитриевна.

Однажды, находясь с мамой на кухне я задала вопрос: « Как отличить соль от сахара?» Мне стало очень интересно и мы с мамой решили провести некоторые опыты.

Опыт № 1. В один прозрачный стаканчик мама насыпала соль, в другой сахар и предложила мне посмотреть какого цвета продукты (Соль, Сахар). Они белого цвета. Затем мама предложила их понюхать. (Они не имеют запаха).

Опыт № 2. Во втором опыте мама дала мне две тарелочки и предложила посмотреть, как эти продукты будут сыпаться. Я взяла щепотку одного и посыпала на тарелочку, затем проделала то же самое с другим веществом (Один сыплется «горкой», другой по всей тарелке). Снова не понятно, где соль, а где сахар.

Опыт № 3. Потом мама предложила растворить эти вещества в воде. (Они растворились). Но мне всё равно не понятно где, сахар, а где соль. Мама предложила попробовать воду в стаканчиках на вкус.(В одном стаканчике – вода была солёная, а во втором – сладкая). В заключении моих исследований мама мне ответила: «Для того чтобы отличить соль от сахара, необходимо их попробовать, то есть определить на вкус.

На следующий день придя в детский сад, я поделилась своими знаниями с детьми и воспитателем. Наш воспитатель Наталия Дмитриевна предложила расширить наши познания в окружающем мире. И на следующий день продемонстрировала еще один опыт.

Она наполнила одну пол – литровую банку чистой водой и опустила в неё сырое яйцо. Оно утонуло.

Во вторую пол – литровую банку налила крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на пол литра воды). Опустила туда второе яйцо – оно начало плавать. Она объяснила, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А ещё Наталия Дмитриевна сказала, что из соли можно делать аппликации. Нам были предложены картинки на выбор. Мы выбрали понравившиеся картинки, покрыли изображение клеем ПВА и быстро засыпали рисунок большими порциями соли. На следующий день когда аппликации наши высохли, мы их раскрасили. Из этого опыта мы сделали вывод, что соль можно использовать не только в пищу, но и делать красивые аппликации.

Завершить свои эксперименты с солью я решила сказкой:

« Жили – были в лесу звери: Волчок – зубами щелк, Лисичка – рыжая сестричка, Мишка – топтыжка и другие. Как – то раз напала на них хворь. Решили звери пойти к Айболиту. Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит и ждёт своих пациентов. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса: « Ой, у меня болит десна!» Посмотрел на десну Айболит и говорит: « Растолките щепотку соли в меде, приложите эту кашицу на десну. У вас все пройдёт!»

Спасибо, Айболит!

Слышен вой на весь лес. Идёт к врачу Волчок – зубами щелк. Волк говорит: « Ох, ох, ох! Болит у меня зубок!»

Посмотрел на зубок Айболит и говорит: « разведите щепотку соли на стакан воды и полощите рот. Перестанет болеть ваш зубок!»

Спасибо, доктор!

Пришел Медведь да как начал, как начал реветь.

Погодите, медведь, не ревите, объясните, чего вы хотите!

И сказал медведь: « У меня не дышит нос! Помогите доктор!»

Айболит ответил: « У вас насморк. Растворите соль в воде и закапайте раствор в нос.»

Спасибо, Айболит!

И так целый день приходили к нему лечиться зайчиха, жучок, червячок и лосиха. Всех лечил Айболит, давая лекарства из соли. Всех зверей он вылечил, и пошли они плясать, и веселиться.

В конце моего исследования я сделала вывод: « Соль является другом, она лечит многие болезни».


Яна Герасимова
Конкурc исследовательских работ и проектов дошкольников «Я - исследователь» Тема: «Секреты шоколада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка детский сад № 6 г. Нового Оскола Белгородской области"

Конкурc исследовательских

работ и проектов дошкольников

«Я - исследователь "

Вид исследования : теоретический

Тема : «Секреты шоколада »

руководитель

Герасимова Я. Г. муз. руководитель

2015-2016 уч. год

Здравствуйте, меня зовут Герасимов Андрей, я воспитанник детского сада № 6 г. Нового Оскола. Я очень люблю сладости, особенно шоколадные конфеты . Мама говорит, что есть много шоколада вредно для здоровья .

Я думаю, что шоколад полезен , и это я вам сейчас докажу.

Для этого я выдвинул такие задачи :

1. Познакомиться с историей возникновения шоколада .

2. Изучить его полезные свойства.

3. Узнать мнение врачей о пользе шоколада .

5. Приготовить конфеты собственной марки.

Методы исследования :

1. Изучение научно-познавательной литературы в интернете.

2. Посещение детской библиотеки, изучение литературы.

3. Консультация врачей г. Нового Оскола о пользе шоколада .

Предполагаемый результат : довести результаты исследования до одногруппников и их родителей.

А что такое шоколад ? Из чего он состоит?

Я обратился с этим вопросом к маме. Мама сказала, что шоколад готовят из какао . Что такое какао и где оно растёт? Ответы на эти вопросы мы нашли в интернете. Я узнал, что родиной какао является Южная Америка. А в Россию какао привезли в 19 веке. Оказывается в Африке, под тенью кокосовых пальм прячутся от солнца невысокие толстенькие деревья - это какао-дерево. Листья какао-дерева большие. Когда дереву исполняется 4 года, оно цветет белыми цветами. Затем на ветках появляются плоды, похожие на ярко-желтые огурцы. Плоды дерева какао называют какао-стручками. Стручок какао весит до 800 г. Если сорвать плод и разрезать его, то мы увидим семена и белую мякоть плода. Это бобы какао. Но как из них сделать какао и получить шоколад ?

Сначала бобы какао чистят и сушат, чтобы усилить аромат. Затем, бобы начинают сортировать, большие с большими, маленькие с маленькими. Дальше бобы обжаривают, охлаждают, потом дробильная машина дробит, размалывает бобы, превращая их в крупку. Из сортировочной машины крупка попадает на мельницу.

Из мельницы сыплется не мука, а ползет тесто? Почему так происходит? Потому, что из них выдавилось масло. А масло находится в семенах всех растений. Мы получили масло какао бобов, а это один из основных продуктов, из которых состоит шоколад .

Из детской энциклопедии я узнал, что для того, чтобы шоколад стал вкусным , в него добавляют сахар так получают тёмный шоколад , на вкус он горький, но очень полезный. Если регулярно употреблять в пищу шоколад , то можно снизить вероятность заболеваний сердца. В шоколаде содержатся химические вещества : магний, и кальций. Магний необходим нашему мозгу, а кальций увеличивает крепость костей.

Я узнал, что лечение шоколадом известно в некоторых странах. В Британии, например, врачи считают, что шоколад помогает устранить кашель.

Мне захотелось узнать мнение врачей нашего города о пользе или вреде шоколада для детского организма. Что бы это узнать, я обратился к врачу – педиатру, Алещенко Людмиле Ивановне. Выяснилось, что :

- шоколад это питательный продукт.

Детям до трех лет шоколад употреблять не рекомендуется.

Ребенку старшего возраста не следует давать больше 2 кусочков шоколада в день .

Затем я посетил врача-стоматолога…., там я узнал, что с древних веков шоколад спасал моряков от цинги (болезни зубов) .

Самое важное, что шоколад не разрушает эмаль зубов и даже полезен зубам и деснам.

Подводя итог своего исследования , я с уверенностью могу сказать, что горький шоколад полезен для здоровья, но во всём нужно соблюдать меру.

О полученных результатах я решил рассказать своим друзьям в группе. (листовка или плакат) и угостить их шоколадными конфетами , которые сделал вместе с мамой.

Публикации по теме:

«Секреты природы». Экологическое воспитание дошкольников «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И. В. Гете. В наше время проблемы экологического.

Досуг для старших дошкольников в День здоровья «В стране Болючке, или Секреты здоровья» Действующие лица: Неболейка, Инфекция, Объедалка, Куталка, – взрослые. Декорации: Макет города из домов, «дерево здоровья» Звучит музыкальная.

Проект «История балетной туфельки» в рамках фестиваля детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 459 городского округа Самара Фестиваль.

Бутик "Музей шоколада" к музеям имеет мало отношения, на мой взгляд. Но всё-таки это интересное место и я посчитала нужным вас с ним познакомить.

Здравствуйте, все, кто заглянул ко мне в гости! В Светлое Христово Воскресение, примите мои самые тёплые, добрые пожелания! Сегодняшний.

Исследовательская работа Пестова Алексея (6 лет)
Рекомендована на V Региональный Конкурс
исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»,
в секции: естествознание (неживая природа)
Руководитель исследования: Михайлова Наталья Ивановна.

Название исследовательской работы: «Что за чудо, простая вода

План исследования воды.
1. Где используется вода?
2. Свойства воды:
- Вода может находиться в жидком, и твёрдом виде. А еще в каком?
- Вода растворяет сахар и соль. Для всех веществ вода является растворителем? Опробовать: твердые предметы, масло, ткань, бумагу, акварельные краски.
- Люди и животные не могут обходиться без воды. А растения? Провести опыт на двух растениях: один поливать, а другой не поливать
- Соль растворяется в воде. Она пропала или стала невидимой? Как узнать?
- Вода тяжелая. Как она попадает в небо, когда идет дождь? Узнать.
- Цирк на воде. Вода красиво переливается разными цветами. Смогу ли я проделать такой опыт?
3. Обобщить, что я узнал о воде.

Материалы и оборудование на конкурс:
1. Альбом картинок «Где используется вода?»
2. Альбом «Вода - растворитель»
3. Альбом «Свойства воды»
4. Презентация «Что за чудо, простая вода?»
5. Оборудование для опытов: два растения (засохшее без воды и живое поливное), стакан с водой и жидкая краска; для выпаривания соли из воды (горелка, соль в металлическом ковшике не до конца выпаренная, прихватка); для демонстрации испарения воды (кипятильник, полстакана воды, стекло);
6. Схема для обобщения исследования.

Презентация исследовательской работы.
Меня зовут Пестов Алексей. Мне 5 лет. Разрешите мне представить исследовательскую работу «Что за чудо, простая вода?» Я видел, что воду очень часто люди используют в доме при приготовлении еды, питья, купании, для полива растений, животным тоже дают пить воду. Я заинтересовался, где еще применяется вода? Стал искать картинки, и у меня получился альбом «Где используется вода?» (Отдать жюри альбом)
А потом я стал выяснять, какими свойствами обладает вода.
1.Что вода может быть в жидком и твердом состоянии, я знал с детства. А в каком еще состоянии может быть вода? На кухне я видел, что из кипящего чайника выходит пар. Но в чайнике, кроме воды ничего нет. Значит, пар-это тоже вода? Я подставил под струю пара стакан и убедился, что стакан стал мокрым.
Я сделал вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом и парообразном состояниях.
Может быть, вода бывает еще в каком-нибудь другом состоянии, но я пока другого состояния не нашел.

2. За обедом я наблюдал, что сахар и соль в воде растворяются. Такая волшебная вода - невидимка: опустил ложку с сахаром и сахар исчез! Я провел опыты по растворимости веществ в воде и сделал вывод: вода растворяет сахар и соль. А твердые предметы, масло, ткань, бумагу не растворяет. Значит, не для всех веществ вода является растворителем. (Показ) Например, вода окрашивается при добавлении акварельной краски, но не растворяет краску. (Отдать жюри альбом «Вода – растворитель»)

Меня мучил вопрос: Соль растворилась в воде. Она пропала или стала невидимой?
Я выдвинул гипотезу: Если соль стала невидимой и никуда не исчезла, то, как можно ее снова обнаружить в воде? Я догадался, нужно воду отделить от соли. Но как?
Решение подсказали мне взрослые: Если превратить воду в пар, пар улетучится. Соль останется. Соль же тяжелая, она не улетучится вместе с водой.
Я провел опыт на выпаривание соли из воды. (Держит несколько секунд ковш с не до конца выпаренной солью над горелкой). Я начал воду выпаривать дома, а сейчас закончу. Посмотрите, вот она! Я нашел соль! (Показывает жюри выпаренную соль)
Я сделал вывод: вода растворяет соль, сахар, стиральный порошок. Но они не исчезают. Соль и сахар можно выпарить из воды. Воспитатель мне сказала, что так добывают морскую соль из моря.

3. Следующий опыт я не специально делал. Он у меня нечаянно получился.
Однажды вечером я оставил стакан с водой на столе. Утром я проснулся и увидел на стенках стакана пузырьки воздуха. Вот почему аквариумные рыбки не погибают без воздуха!
Я сделал вывод: В воде есть пузырьки воздуха!

4. Я знаю, что люди не могут обходиться без воды. И даже узнал из «Галилео-Галилей», что человек на 70% состоит из воды. Я решил пронаблюдать, так ли уж важна вода для жизни растений. Посадил два цветочка. Один цветок поливал, а другой нет. Посмотрите! (Показать два цветка) Без воды цветок засох. Я сделал вывод: без воды растения не могут жить.

5. Вы когда-нибудь задумывались, как вода попадает на небо во время дождя? Вода же тяжелая, сама подняться вверх она не может. Я долго не мог ответить на этот сложный вопрос.
Я предположил, что, может быть, вода попадает в небо в виде пара? Я видел, как легко поднимает пар вверх из носика кипящего чайника! Капельки воды становятся легкими, когда они превращаются в пар.
И я решил провести опыты с испарением воды. (Демонстрация опыта:
В стакан с водой опускает кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Комментирует: вот так же пары воды испаряются с луж, из рек и морей, когда светит жаркое солнце. А что происходит в небе? (Накрывает стакан стеклом. На стекле появляется пар, потом пар превращается в капельки воды.) Пар в небе остывает, частички воды соединяются вместе, тяжелеют и падают вниз в виде капель дождя.
Я понял, почему идет дождь: этому помогает процесс испарения.

6. Вода красиво светится, если на нее направить струи света. Я хочу порадовать вас и показать игру воды и света. (Эксперимент с маслом и фонариком)

В результате исследования, я узнал много нового:









Знать, уметь отвечать на вопросы:
Где используется вода, ты сделал альбом. Где используется лед и пар? Лед: в холодильнике, на горке, на катке. Пар: при ингаляции во время простуды, на заводах пар используется для ….
Вода имеет свою форму? Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вода бывает в твердом состоянии. Какое это состояние? Твердое состояние воды – это лед и снег.
Почему ты принял решение участвовать в конкурсе? (Потому, что мне понравилось изучать разные предметы и об этом рассказывать другим. Ребятам в детском саду я уже рассказал, теперь решил на конкурсе рассказать все, что я узнал о воде)
Где используется вода людьми в хозяйстве страны? (Альбом: для приготовления пищи и напитков; для купания людей; для мытья посуды, полов; для стирки белья; для приготовления лекарств в аптеке, для полива растений на огороде, для отопления домов в батареях.
Какие методы вы использовали для сбора информации по своему исследованию? Интернет, книги, читал с мамой, детские энциклопедии, смотрел телепередачи: «Галилео-Галилей», «Мудрые уроки тетушки Совы», проводил опыты и наблюдал, затем делал выводы; проводил опросы
Кого и о чем вы расспрашивали? Я беседовал с воспитателем, ребятами из группы, с родителями, старшей сестрой. Я опрашивал их:
- Чем дышат рыбки в аквариуме, и почему они не задыхаются без воздуха?
- Откуда берется вода в небе, когда идет дождь?
- Куда исчезает сахар в воде? И действительно он исчезает? А может он просто становится невидимым?
Вода принимает форму сосуда. Что такое сосуд?
При исследовании ты лично какие выполнил работы? Я разработал план исследования, провел опыты с водой, сделал выводы и подготовил выступление, а презентацию и фотоальбомы мне помогли сделать взрослые
Что такое гипотеза? Это мое предположение. А потом я провожу опыты и убеждаюсь, правильной была моя гипотеза (предположение) или ошибочной.
Что такое тучи? Тучи – это очень много капель воды.
Что такое испарение воды? Круговорот воды в природе? Когда вода кипит, водяной пар поднимается кверху. Там пар охлаждается, скапливается в тучах и затем снова падает на землю в виде дождя.
К каким выводам вы пришли во время своего исследования?
Вода – это чудо, которое нам дала природа. Вода обладает интересными свойствами:
- из бесцветной превращается в цветную;
- не капризна - принимает любую форму;
- растворяет некоторые вещества – делает их невидимыми;
- вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.
- является жизненно необходимой для растений, животных, птиц, людей – без воды все живое гибнет.
- в воде есть воздух, но мы не всегда его видим;
- тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают;
- бесцветная вода может заиграть разными цветами радуги, если на нее воздействовать лучами света.
- я понял, почему идет дождь: этому помогает процесс испарения.
- вода в реках, морях, океанах нужна, чтобы плавали пароходы и корабли.



Исследовательская работаВасильевой Дарины (5 лет)

дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», в секции: «Гуманитарная»

Руководительисследования : Линникова Людмила Михайловна

Названиеисследовательской работы : «Быт крестьянской избы»

Меня зовут Васильева Дарина, мне 5 лет. Моя работа называется «Быт крестьянской избы». Я хочу рассказать всем, как много интересного я узналао старинных вещах, которыми пользовались в старину русские люди (крестьяне) в деревне.

В детском саду решили открытьмузей «Русская изба». Привезли русскую печку. Мне она понравилась. Я стала расспрашиватьвзрослых, как ее использовали. А потомстала узнавать продругие старинныевещи, которые были у крестьян в русской избе. Я предполагала, что в старину люди использовали такие же предметы быта, как мы. Оказалось, что это не так

Печь в русской избеглавная! В старину говорили «От печки я пойду плясать». И я начну свой рассказ от печки. Печку клали из кирпичей умелые мастера. Печку уважали, с любовью белили ее мелом или известью. На печи люди спали. Там было тепло от прогретых огнем кирпичей. В печке готовили простую крестьянскую еду: в чугунах варили картошку, кашу, пекли пироги, репу, тыкву. Устье печки закрывали заслонкой, чтобы злые духи не могли пробраться через трубу. В деревне уАнтонины Степановны я помогала носить настоящие дровадля печки, варила картошку в «мундире» в настоящей русской печи. А потом мы все вместе ее ели, присыпаякрупной солью и маслом. А потом пили чай из самовара из зеленых листьев.

По телевизору я видела, как женщины полощут белье в реке и прихлопывают какими-то лопатками. Я решила так же постирать кукольное белье. Мама увидела. Она рассказала мне, что эти лопаточки называются валиками . Белье у крестьян было холщевое, грубое. Валиками ткань делали мягче. А после стирки белье гладили с помощью скалки и рубеля (Показывает: « Вот так!») Назвали его рубелем потому, что на этом предмете есть рубцы. Использовали рубель тоже для смягчения грубой крестьянской ткани. Рубель делает белье белоснежным, даже если плохо постирано. Это был первый утюг. Потомбыли другие.

А знаете, где я нашла этот рубель? Я ездила в деревню, где стоят настоящие деревенские дома.Жительница деревни Антонина Степановна подарила нам в музей старинные предметы (рубель, маслобойку, угольный утюг) и рассказаламне много интересного. Я рада, что нашла такие старинные предметы, и теперь в нашем музее есть новые экспонаты.

Вот угольный утюг . Электричества раньше не было. В этот железный утюг накладывали из печки горячие уголья совочком, закрывали на крючок. А потом размахивали утюгом вот так (Показывает), чтобы от воздуха уголья разгорелись еще больше. Потом пальцем пробовали, нагрелась ли подошва утюга, и только потом гладили.

Вот маслобойка. В нее наливали густые сливки, крутили долго эту ручку. Из сметаны и сливок сбивалось настоящее сливочное масло. Мне Антонина Степановна показала, как она сбивает дома масло до сих пор в такой домашней маслобойке.

В старину в русской избе много домашней утвари было из глины(кувшины, кружки, чашки). А ещемного было деревянной домашней: чашки, ложки, коромысло, даже ведрадля воды. Вот коромысло. На крючки вешали ведра, клали женщины себе на плечи и шли к колодцу за водой. Колодец называли «Журавль», потому чтоон похож на птицу с одной ногой. (Музыка «Пошла млада за водой». Дарина кладет на плечи коромысло с ведрами и, покачиваясь на месте, поет 2 строчки).Ведра были сделаны из дерева.Почему вода не выливалась из деревянных ведер, с которыми женщины носили воду из колодца? Я искала ответ на этот вопрос в библиотеке и в Интернет. Наконец, выяснила: дощечки плотно прикреплялисьдругкдругу, а щели между дощечками конопатилипаклей и смолой.

Занимаясь исследованием русского быта, японяла, что крестьяне жили просто. У них не было стиральных машинок, газовой плиты, электричества. Но крестьяне в быту использовали другие, более простые вещи . Вместо кроватейв избе были широкие лавки. Их называли «палати». Я поняла, почему им дали такое название: «палати» – от слова спать, означает место длясна.А матрац был не ватный, а соломенный или из сена.

Почему матрац делали из соломы или из сена. Такие матрацычасто меняли, чтобы не заводились в них насекомые. Наверное на них хорошо спать, потому,чтоот них пахнет травкой. Шкафов и шифоньеров не было. Но были знаменитыесундуки, в которых хранились одежда и все самое ценное. Сундуки были разных размеров (маленькие и громадные), их по разному украшали (резьбой, кованными уголками). На сундук всегда вешали замок. Ключ от сундука хранился у хозяйки дома. В наш маленький музейжители поселка подарили маленький сундук. Когда я открыла крышку, то там было большое отделениеи маленькое. Я думала: «Что хранили в маленьком отделении?»Я опять обратилась за помощью к воспитателю. Она рассказала мне, что это отделение для мелочей: ниток, платочков, гребенок, бус, пуговиц. В большом отделении складывали сарафаны, шаровары, кокошники, картузы, мужскиерубахи.

Женщины вечерами зажигали лучину и пряли из овечьей шерсти пряжу. (Показать) Веретено и кудель были в каждом доме. Из овечьей пряжи вязали носки, варежки другие предметы одежды. Из козьего пуха пряли пуховую нить, и затем вязали оренбургские пуховые платки.Моя бабушка и мама умеют вязать пуховые платки. Я вырасту - тоже буду вязать.

Очень интересная история о пуховых платках.(Набрасывает на плечи паутинку) Я узнала об этом из большой книги «История Оренбургского края». Оказывается, 200 лет тому назад в Лондоне была выставка знаменитых вещей. Там впервые все увидели 6 прекрасных пуховых платков, связанных оренбургской казачкой МарьейУсковой.На табличке было написано: «Изделия сего рода производится ручной работой повсеместно в Оренбургском крае». С тех пор оренбургские паутинки знамениты на весь мир.

Итогоммоей исследовательской работы стала выставка старинных вещей русского быта.Вот она. (Показывает). С историей этих вещей я познакомиларебят моей группы. Ими я пополнила музей детского сада новыми экспонатами. Сделала фотографии старинных экспонатов и оформила в альбом. Историю своего народа нужно знать всем.

Знать ответы на вопросы:

1. « В старину» - это что означает? Очень давно.

2. Что такое музей? Это место, где собирают старинные редкие вещи.

3. Что такое устье печи? Заслонка? Экспонаты? Уголь?

4. Что такое «Конопатили»? Пакля?

5. Почему колодец называли журавлем?

6. Крестьянский быт - что это? Быт?

7. Солома и сено – что это? Матрацы были соломенные или из сена.

8. Лучина, картуз, кокошник, шаровары, домашняя утварь

Материалы и оборудование на конкурс:

1.Коромысло, 2 ведра,веретено, кудель, маслобойка, рубель и скалка с полотенцем, угольный утюг с угольями, чугун, платок-паутинка, сундук.

2. Презентация к выступлению.

3. Альбом с фотографиями экспонатов русской избы.

4. Дарина в русском костюме.