Начни свой день с десерта
Поиск по сайту

Граненый стакан 16 граней. Кто придумал граненый стакан: история и факты

Сегодня в рубрике предлагаю обсудить не еду или питие, а вещь для оного.
Конкретней - гранёный стакан .

фото с сайта savok.org

Да, наш родимый классический гранёный стакан. Судя по , родословная его ведётся с 1943 года, а потом его прозвали, почему-то, "маленковским". Авторство дизайна стакана приписывается легендарной Вере Мухиной, автору "Рабочей и колхозницы", но это я не смог проверить однозначно.

Привычный мне с детства вид классического стакана - 16-гранный, с ровными (не вогнутыми) гранями, стоимостью 14 коп. Такой же стакан был в широком ходу и в поездах, только в подстаканниках. В "России" №1/2 1970-х годов практиковали также ставить в подстаканники более изящные тонкие круглые стаканы, с тремя ободками вверху, но в целом они на советских ж.д. особо не прививались - т.к. были гораздо менее прочны и часто разбивались. Проводники их избегали брать в инвентарь. Поэтому прочный гранёный стакан - это ещё и яркая примета поездов советской эпохи.


У нас с френдессой insieme по поводу правильного числа граней вышел небольшой спор :

Ася, только правильный подстаканник (если имеется в виду классический советский) - 16-граневый, не 20-ти. И грань обязательно должна быть ровной, а не чуть вогнутой внутрь, как сейчас.

Мда? Старый стакан (один) у меня тоже сохранился, он двадцатигранный. Заинтересовалась, пошла гуглить; вики по запросу "стакан" глаголет, что количество граней было разное, в том числе и 20, но всегда четное, разные форумы тоже по-разному пишут...
И еще слушали вечером песню, многозначимую для нашей семьи, - Ольга Арефьева и Ковчег - Имбра Лямур: вот тут текст http://www.ark.ru/ins/lyrics/ImbraLamur.html , вот тут собственно песня: http://www.ark.ru/ins/albums/anatomia/Disk%201/Imbra_ljamur_Olga_Arefieva_Anatomia_www.ark.ru.mp3 . Про двадцать граней она поёт:)

Здесь я затрудняюсь в оценке того, что более "правильно". По моим личным воспоминаниям, самый частый в ходу был стакан - это всё-таки 16-гранный. Другие - были заметно реже.
Сейчас у меня дома два гранёных стакана "с историей", и оба - 16 граней. Один я забрал при закрытии шоферской столовой в Петропавловске-Камч., на спуске от 11 км в пос. Авача (по трассе автобуса №6), второй - мне привезла из Вильнюса и подарила френдесса, он был взят в своё время при расформировании советской войсковой части в Литве, из столовой, ждал своего часа и затем уже приехал в Питер. Остальные стаканы - неаутентичное "новьё" (граней более 20, они вогнутые и мелкие). Я их держу для подстаканников - обожаю пить чай именно из стакана в подстаканнике.

Давайте посмотрим: вот как выглядят стаканы в 16 и 20 граней (слева и справа, соответственно):

Видите? Грани - обязательно ровные, прямые. Только в самом конце 80-х начали лить всякие неканонические образцы, с вогнутыми и мелкими гранями. Возможно, в конце 40-х и начале 50-х экспериментировали с другими формами, но на моей памяти - 70-е, 80-е, были только с прямыми гранями.

Википедия пишет вот что:
Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь технологичнее выпускать стаканы с четным количеством граней.) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

У меня, правда, 16-гранники с выдавленными "14 коп.", оба, а не 7 коп., как пишут в Википедии.

Друзиа, есть вопрос и к вам (особеннно к тем, кто застал Союз в сознательном возрасте, а не в 12 лет): так какие стаканы вы считаете самыми "классическими", по памяти? Есть ли у вас дома советские (не современные) столовские/поездные стаканы и во сколько они граней? Вот у меня - только в 16.

Ну а если у кого есть что интересного добавить про гранёный стакан (не гугленное, а своё) - конечно же, пишите в комменты. Всё интересное с благодарностью принимается:-)

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно - по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© photo: Sputnik / Василий Малышев

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© photo: Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" - 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально - в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© photo: Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном - с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный - 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© photo: Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников

Этот неотъемлемый атрибут советского быта был впервые изготовлен в 1943 году на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный именно в том виде, в каком мы привыкли его видеть.
Классика посуды советских времен, сегодня граненый стакан становится раритетом.

Советский граненый стакан создал скульптор. По крайней мере, так считается, что дизайн именно для этого стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году.




Стоимость стакана зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-ти гранный – 7 копеек, а если более рифленый, с 20 гранями, то 14 копеек. Но вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка - 200 мл, до краев - 250 мл.


Появление граненого стакана обусловлено научно-техническим прогрессом. Такую форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость, а не фантазия художника. Еще до войны советскими инженерами было изобретено чудо техники – посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Именно такой стакан очень подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный из-за толщины и особого способа изготовления стекла.


С советским граненым стаканом связано известное выражение «сообразить на троих». Во времена Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные бутылки, называемые «мерзавчики» - по 125 мл и «чекушки» - по 200 мл. Теперь полулитровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести». Если налить в стакан до стеклянного ободка, то входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки.




Молдавский историк называет советский граненый стакан, как причину пьянства в Молдавии. По словам Вячеслава Стэвилэ, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, в стране пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. Советские солдаты принесли граненый вместительный стакан, устойчивый от падения и прочный. После этого молдаване стали пить больше.




В народе советский граненый стакан называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.


В 80-е годы XX века советские граненые стаканы стали массово взрываться. В народе пошли слухи о новой антиалкогольной кампании, о происках капиталистов, покусившихся на «святое» и выбравших самый удачный объект. Но все оказалось намного прозаичнее. На завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления. Как следствие, стаканы начали рассыпаться, лопаться по швам, у них отваливалось донышко. У одной женщины «взорвался» накрытый к празднику стол. Этот факт был отмечен в одном из выпусков сатирического киножурнала «Фитиль».




Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Это общеизвестный факт. Но мало кто знает, что этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.


А на железной дороге до сих пор подают чай в граненых стаканах советского образца с подстаканником, что удивительно приятно и мило.